Темы: Дети, Виктория Фридман, Взрослые дети, Общение с детьми
Шалом, уважаемые раввы. У моей жены вопрос. Она прошла гиюр, все соблюдает, дети — увы, гиюр не прошли. Они взрослые, живут отдельно. В материнском сердце конфликт. Идет Песах, что ей делать? Ей очень тяжело… Н.
Уважаемый Н.!
Я понимаю, как нелегко сейчас на душе у Вашей жены и какие сложные задачи ей предстоит решить, и очень бы хотела помочь ей, насколько смогу.
Для конкретных советов мне в Вашем письме не хватает информации, поэтому говорить мы можем только в общем.
В общем же это — разговор о гармонии в мировоззрении родителей и детей. Случается, что заметные различия во взглядах на мир у родителей и детей возникают, когда дети взрослеют, вырабатывают какие-то собственные представления о жизни и это становится неожиданностью для родителей. А бывает и наоборот. Какие-то новые истины открываются родителям, и тогда детям приходится определить свое отношение к ним. Эта проблема обостряется, когда дети уже достаточно большие, у них сложились определенные взгляды, а родители, которые им эти взгляды привили, неожиданно для детей их меняют. И не только взгляды, но и образ жизни, а с прежним образом жизни у детей связана масса впечатлений, привычек, воспоминаний, которыми они дорожат и которые дают им ощущение стабильного и теплого дома. Еще сложнее, если эта проблема связана со вступлением кого-то из родителей во второй брак. Так что многие люди, сделавшие тшуву или прошедшие гиюр и начавшие соблюдать заповеди, когда их дети (обычно — старшие) были уже вполне сознательными людьми, оказываются перед сложной задачей.
И в той, и в другой ситуации: и тогда, когда взгляды меняются у детей, и тогда, когда взгляды меняются у родителей, — добиваться взаимопонимания, само собой, должны родители. Они должны оставаться для детей по-прежнему любящими, надежными и «привычными». И это то, что предстоит сделать Вашей жене.
Выполнение этой задачи требует времени и терпения. Детей не надо торопить и подгонять. Надо, чтобы они чувствовали, что их общее с мамой прошлое никуда не исчезло, а, напротив, обогатилось чем-то важным и интересным. Надо, чтобы дети видели маму счастливой и спокойной, а ее новый образ жизни — привлекательным.
В Вашей ситуации эта задача, пожалуй, даже облегчается тем, что юношам совсем не обязательно проходить гиюр или стремиться к этому. Они вполне могут оставаться любимыми и любящими сыновьями и в своем нынешнем качестве. Главное, чего надо желать и о чем молиться, — чтобы они были хорошими людьми.
Вы пишете о приближении праздника Песах. Что именно тревожит Вашу жену? Мысль о том, согласятся ли дети соблюдать законы праздника? Так они соблюдать их не обязаны, и, мне кажется, выбор надо предоставить им и к любому их выбору отнестись спокойно (даже подчеркнуто спокойно) и с уважением. Как я понимаю, у Вашей жены есть наставники, которым лучше, чем мне, известны ее жизненные обстоятельства. Может быть, посоветоваться с ними о том, как быть в Песах с квасным, если дети не готовы от него отказаться?
Если дети (по крайней мере, младший сын) будут дома в ночь Седера, надо продумать и этот вопрос. Конечно, трудно сесть за праздничный стол, когда родной тебе человек выйти к этому столу не пожелал. И все-таки надо постараться, чтобы атмосфера в доме оставалась не напряженной, а спокойной и радостной. Может быть, на ночь Седера пойти в гости? С сыновьями, если они захотят, или без них, если не захотят. А следующий день провести с ними (можно с обоими, а можно порознь, все-таки у них серьезная разница в возрасте) так, чтобы им было приятно и интересно. Если окажется, что они чувствуют себя слишком «большими» для прогулок с мамой, можно просто посидеть, попить чаю и съесть что-нибудь вкусное.
В любом случае надо проявить максимум интереса к тому, что занимает сейчас ваших детей, и очень дозировано посвящать их в собственные интересы.
Желаю Вам и Вашей жене стойкости, терпения, душевного равновесия и радости от мира Торы, в который она вступила, и от детей, любимых и любящих.
Виктория Фридман
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его