Темы: Эмоции, Воспитание детей, Грех, Взрослые дети, Чувства и разум, Самосовершенствование, Хая Черняк
Здравствуйте!
Спасибо огромное за ваши опубликованные ответы на сайте. Очень помогают.
Подскажите, пожалуйста, как правильно разобраться с непрожитыми эмоциями?
С детства я замкнулся в себе и постоянно подавлял свои эмоции. Из-за этого стал замкнутым, постоянно в унынии, подавленным и с плохим настроением.
Пару раз в моей уже взрослой жизни случалось, что я подключался обратно к своим эмоциям, и это было незабываемо и приятно, похоже на состояние полёта.
С одной стороны, я понимаю, что нужно контролировать свои мысли и чувства: ведь эмоции человека часто связаны с нехорошими желаниями и могут приводить к ссорам, обидам, нехорошим словам и поступкам, к греху. А, значит, их нужно научиться контролировать.
С другой стороны, подавлять эмоции тоже нехорошо — в моём случае это привело к блокаде всех переживаний и, порой, невозможности выразить свои желания и чувства, даже хорошие. Что привело к апатии и, порой, нежеланию что-либо делать.
Как, с точки зрения иудаизма, справиться с непрожитыми эмоциями? Ведь не могу же я сейчас всё бросить и начать проживать и чувствовать непрожитое? Значит, должен быть какой-то другой выход.
Скажите, пожалуйста, как найти баланс, чтобы не подавлять себя и чувствовать живым, но и не грешить, давая волю всем импульсам?
Очень надеюсь на ваш ответ. Заранее спасибо. С уважением, N.
Здравствуйте N.,
Вызывает большое уважение то, что Вы ищете путь к жизни. Пусть Всевышний поможет Вам!
Давайте разбираться с эмоциями.
Мы хотим властвовать над своими эмоциями. Человек, у которого мозг (מח) властвует над сердцем ((לב, а сердце — над печенью (כבד), называется «мелех» (מלך) — царь. (Первые буквы слов моах-лев-кавэд — мозг-сердце-печень — образуют слово мэлэх, т. е. царь).
Как изображали идеального царя? Он интересуется народом. Он не соглашается ни на демократию, ни на анархию. Он думает, как лучше для народа, решает и управляет на благо народа. Такого царя народ любит и слушается. В таком государстве — гармония и покой. А также — люди не боятся выражать свои желания и чувства.
Если же царь не выслушивает народ, не интересуется, что людям нужно, а просто подавляет любые желания народа — это диктатор. Народ его ненавидит, и при первой возможности, как только царь ослабеет, всё выйдет из-под контроля. А пока что люди этого государства — в плохом настроении, иногда — в апатии, без желания что-либо делать.
Нашим чувствам необходим «царь», который их понимает и принимает, а потом решает, что хорошо, и управляет ими. Если это эмоции, которые приводят к ссорам, обидам, нехорошим словам и поступкам, царь поймёт их боль, обиду, досаду, а после этого подумает, как разрешить ситуацию мирным путём. Если это всплеск восторга, ликования, полёт и т. д., он порадуется вместе с ними, но предотвратит слишком широкое празднование, которое может привести к беспорядкам, а впоследствии — к потере сил.
Если мы хотим контролировать себя, желательно стать этим «царём». Мы можем тренировать в себе такое величественное поведение, всё больше управляя своими эмоциями. Постепенно, не сразу. Как будто стать самому себе родителем и принимать свои чувства, понимать их, при этом управлять, а не подавлять.
Например:
Чувство: Я очень зол.
Вы (царь): Что случилось? Ты расстроен?
Ч.: Очень. Мне не оказали уважения, и я хочу их убить, Ваше величество! Мне больно и досадно, я чувствую беспомощность и стесняюсь, что мне страшно.
Ц.: Я понимаю, как тебе больно. Твоё достоинство было унижено, и это ужасно неприятно. Я так тебя понимаю и сопереживаю тебе, твоей боли, досаде, беспомощности, стыду и страху. Но мы не будем совершать плохих поступков, никого не будем убивать, а также не будем говорить некрасивые слова и ссориться. Давай лучше обратимся к Всевышнему и попросим то, что ты уже давно хотел. Ты помнишь: ты хотел управлять своими эмоциями и быть счастливым? Проси сейчас. Написано, что врата обиды не закрылись. Ты как раз сейчас обижен — это Твой шанс! Проси, чтобы Он помог тебе найти баланс: чтобы не подавлять себя и чувствовать себя живым, но и не грешить, давая волю всем импульсам, Проси, чтобы Он помог тебе разобраться с эмоциями…
…
После того, как Вы прожили эмоцию, а не подавили себя, у Вас, с Б-жьей помощью, начнёт появляется всё больше желания и возможностей жить полной жизнью, действовать, выражать себя,
Вы сможете всё лучше проживать эмоции. Не бойтесь за те, что не были прожиты, так как эмоции — очень настойчивые. Если Вы от них бежите — они бегут за Вами и дают о себе знать всё сильнее и сильнее. Поэтому, когда человек пытается подавить эмоции, в какой-то момент у него не хватает сил, чтобы выдержать их натиск, и он теряет контроль. С другой стороны, чем больший контроль мы приобретаем над какой-то эмоцией, тем больше у нас с ней мир и гармония.
Чтобы жить полноценной жизнью, нужна смелость — смело выслушивать свои чувства, не бояться встретиться с болью. (Подавлять чувства — в итоге ещё болезненнее, как Вы заметили). Не бояться обнаружить в себе не очень приятные черты и желания. Раз Вы царь, Вы управляете всеми гражданами — и приятными, и не очень.
Иногда тяжело начать самому и стоит обратиться к профессиональному и богобоязненному специалисту.
С уважением и пожеланием успеха, Хая Черняк
Вчера, отвечает Хана Лернер
24 июля, отвечает Ципора Харитан
22 июля, отвечает Рика Гдалевич
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Рав Овадья Климовский
Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Ефим Свирский
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы