Темы: Награда и наказание, Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Любовь, Мирьям Климовская
Здравствуйте! Хотела бы задать вопрос о беспричинной любви друг к другу. В одной из книг о воспитании детей я прочла о том, что любовь к детям должна быть беспричинной. Также в книге говорилось, что все религии, включая иудаизм, предлагают любовь условную.
Когда человек выполняет заповеди (мицвот), то он получает награду за их выполнение. Значит, мы исполняем заповедь за награду, за плату, но не ради самой любви? И Всевышний Сам предлагает: «делайте и получите»! Как же тогда понимать беспричинную любовь между людьми, к которой мы стремимся? На каком примере из Торы? N.
Уважаемая N.!
Спасибо за интересный вопрос. Вы пишете: «все религии, включая иудаизм, предлагают любовь условную. Когда человек выполняет заповеди (мицвот), то он получает награду за их выполнение».
Обратите внимание: награда не равняется любви, точно так же, как наказание нельзя приравнять к ненависти. Если родители дают ребенку призы за то, что он хорошо учится, ребенок может считать, что его цель — получить приз. Но, когда подрастет, он поймет, что родители с помощью призов поощряли его учиться, чтобы он вырос успешным человеком.
То есть настоящей целью его учебы было его собственное благо в дальнейшем. И точно так же с наказанием. Если ребенка не пускают гулять за то, что он играл на проезжей части, он со временем поймет, что был наказан ради его же блага — чтобы впредь не подвергать себя опасности. На этих простых примерах понятно, что и награда, и наказание — это проявление любви родителей к детям.
Точно так же обстоит дело, когда речь идет о взаимоотношениях с нашим Небесным Отцом. Да, мы знаем, что за выполнение заповеди нас ждет награда, а за нарушение запретов — наказание. Но разве это самоцель? Строя свою жизнь по законам Торы, мы становимся лучше, совершеннее, постоянно повышаем свой духовный уровень.
Даже здесь, в этом мире, мы можем видеть, что радость, испытываемая человеком с высокой духовной организацией, — более утонченная, более сильная, а главное — гораздо меньше зависит от внешних обстоятельств, чем исключительно материальные удовольствия приземленного человека.
В статье «Доктор Рахамим Меламед Коэн — жизнь ради любви» рассказано об удивительном человеке: совершенно невероятный пример того, в каких обстоятельствах человек способен быть счастливым, если он живет по-настоящему духовной жизнью. Если так обстоит дело здесь, то какие же радости ждут нас в полностью духовном Будущем мире!
А самая большая награда, говорят наши мудрецы, — это максимальная близость к Всевышнему! И, хотя нам неизвестна истинная цель творения, мы можем понять, что, только добившись максимального духовного совершенства в этом мире, мы сможем в полной мере испытать это исключительно духовное наслаждение, с которым не сравнятся никакие из известных нам материальных удовольствий.
Но, как ни удивительно, даже эта величайшая награда не должна быть нашей целью. В Пиркей Авот сказано: «Антигнос из Сохо… говорил: не будьте как те рабы, которые служат хозяину ради вознаграждения, а будьте как те рабы, которые служат хозяину, не рассчитывая на награду, и да пребудет на вас трепет перед Небесами» (1:3).
Конечно, для этого необходимо быть на высочайшем духовном уровне, доступном не всякому человеку. Известны рассказы о величайших мудрецах и праведниках, которые выполняли это предписание в полной мере.
Например, рассказывают о Виленском Гаоне: однажды, когда было очень трудно достать этрог на праздник Суккот, он нашел замечательный этрог у одного человека и готов был заплатить любые деньги, чтобы его получить. Но тот человек не хотел денег, он потребовал другую плату: чтобы раби Элияу отдал ему всю награду, причитающуюся ему в Будущем мире за выполнение заповеди о четырех видах растений. И Гаон с радостью согласился, сказав, что будет счастлив выполнить волю Творца исключительно из любви к Нему, не ради награды!
Конечно, такой уровень служения доступен не каждому человеку. Большинству из нас достаточно хотя бы немного понимать, что такое уровень духовной награды, и стремиться к ней, а не к материальным благам. Но, по крайней мере, мы видим, какого уровня может достичь человек, и это дает нам ориентиры для нашего духовного развития.
Желание получить награду и страх перед наказанием могут помочь нам держаться правильного пути и не поддаваться соблазну сойти с него. Но наша основная цель — достичь такого духовного уровня, чтобы самим желать того, чего хочет от нас Творец.
И, даже если мы не достигли уровня праведников, мы можем сознательно обращать внимание на многочисленные блага и удовольствия, которые Творец дает нам в этом мире, и видеть в этом проявление Его любви к нам. Ведь этот мир — прежде всего «место работы» по совершенствованию нашей души, но Он позаботился о том, чтобы и его сделать максимально прекрасным и комфортным для нас.
Осознание того, что мы любимы, пробуждает ответную любовь. Чувство благодарности за все блага пробуждает у человека желание сделать что-то для Творца, а самое лучшее, что мы можем «для Него» сделать, — это с радостью выполнять Его волю, выраженную в заповедях Торы.
Теперь попробуем разобраться в том, какой должна быть любовь между людьми. С родителями и детьми понятно: безусловная любовь к детям заложена во всех нормальных родителях, она побуждает родителей самоотверженно заботиться о благе детей всегда.
С другими людьми не так очевидно. С одной стороны, у нас есть заповедь «люби ближнего как самого себя», а с другой — в Пиркей Авот сказано, что любовь, имеющая в основе какую-то корысть, не сохранится (5:16). В самом деле, если муж любит жену за то, что она молодая и красивая, а жена мужа — за то, что он дарит ей роскошные подарки и возит на дорогие курорты, эта «любовь» исчезнет, стоит только жене постареть, а мужу разориться. И очевидно, что это вовсе не любовь к другому человеку, а эгоистичное потакание своим желаниям.
Но даже если между супругами или друзьями существует настоящая бескорыстная любовь, проверенная временем и устоявшая в многочисленных испытаниях, для большинства людей круг таких «ближних» очень ограничен. А Тора «ближним» называет, как минимум, каждого еврея. Есть люди с большим сердцем, способные охватить своей любовью всё человечество и даже вообще всё живое (те, кто любит животных больше, чем людей, к этой категории не относятся).
Как же мы можем выполнить заповедь безусловной любви к ближнему? Во-первых, практически: заботиться о благе других людей, делать им добро вне зависимости от того, как люди относятся к нам. Более того, если у нас есть к кому-либо неприязненные чувства, мы можем их преодолеть, делая добро этому человеку. Это свойство заложено в человеческой природе: чем больше заботимся о ком-то, тем больше себя мы в него вкладываем, и, соответственно, тем больше его любим.
Но можно также развить в себе любовь к людям, если научиться видеть в каждом человеке образ Творца. Ведь мы знаем из Торы, что Всевышний создал человека по Своему образу и подобию и вдохнул в него душу — «частичку» Себя. И люди, которые искренне любят Всевышнего, могут переносить эту любовь на Его творения.
Конечно, есть люди, которые всячески искажают изначально заложенный в них образ Творца, одни — по незнанию, другие — намеренно. У нас нет обязанности любить законченных злодеев, но мы не должны взращивать в своем сердце ненависть, даже если для нее есть причина. Наибольшее огорчение праведным людям доставляет сам факт, что кто-то может сознательно затоптать в себе Б-жественную искру, тем самым увеличив сокрытие Творца в этом мире.
На эту тему есть рассказ в Талмуде (Брахот 10а). У великого мудреца раби Меира были дурные соседи, которые причиняли ему много бед — так, что он стал молиться об их смерти. Но его мудрая жена Брурия посоветовала молиться не за то, чтобы исчезли грешники, а за то, чтобы исчезли грехи (на святом языке без огласовок эти слова пишутся одинаково). Раби Меир послушал ее, и вскоре его соседи раскаялись и вернулись на праведный путь.
Итак, мы видим, что идеалом любви к Б-гу и к людям является бескорыстная любовь. Но не всем удается сразу достичь такого уровня. Мы можем помочь себе развить это чувство, привлекая, в том числе, и свои интересы.
В молитве «Шма, Исраэль» мы произносим: «Люби Б-га… всем сердцем твоим». Слово «сердце» здесь употреблено в форме множественного числа, и наши мудрецы объясняют, что это намекает на два начала в человеке — доброе (йецер тов) и злое (йецер а-ра).
Любовь с помощью доброго начала — это именно та бескорыстная любовь, к которой мы должны стремиться. А любовь с помощью дурного начала — это любовь, включающая в себя «интересы»: желание получить награду или избежать наказания. И если сама Тора разрешает нам такую любовь, значит, она уместна, но — только если нашей целью является в результате достичь уровня любви и служения не ради награды.
Желаю всем нам прийти к этому уровню.
С уважением, Мирьям Климовская
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его