Темы: Испытания, Смысл жизни, Любовь, Тора и медицина, Радость, Болезни, Оптимизм, Отношения между людьми, Освящение Имени Всевышнего
Он был сыном и внуком раввинов. Его дед, рабби Рахамим Меламед Коэн, был главным раввином иранского города Шираз, а поднявшись в Землю Израиля, стал здесь одним из лидеров персидских евреев Иерусалима.
Первую половину своей жизни Рахамим провел насыщенно, но ничего необычного в ней не было. Служил в армии, в религиозном подразделении «Нахал», участвовал в захвате Синайского полуострова во время операции Кадеш в 1956 году, сражался на войне Судного Дня и в Первой ливанской войне. Получил степень бакалавра, магистра и доктора философии в Еврейском университете в области образования, иудаизма, географии и истории.
Д-р Меламед Коэн преподавал в школе «Хорев», а затем основал Департамент специального образования в Михлале, Иерусалимском женском колледже, где возглавлял кафедру в течение 25 лет. Создал семинар по подготовке учителей и преподавал там 35 лет.
Вместе с женой Элишевой д-р Рахамим несколько лет провел в Индии, в Великобритании и в Западной Европе, работая там с еврейской молодежью.
Вернувшись в Иерусалим, д-р Меламед Коэн продолжил свою деятельность в области образования, и карьера его шла круто вверх, пока в один день не случилось странное: делая вечерний кидуш в субботу, Рахамим почему-то не смог удержать в руке бокал, и тот покатился по столу, выплескивая вино на белоснежную скатерть…
Рахамиму было 57 лет, он был здоров и полон сил. Правда, в последнее время он чувствовал незнакомую слабость в плече, которая стала распространяться по руке к пальцам… Рахамим и Элишева начали обходить неврологов, один за другим пожимавших плечами, пока один врач не произнес страшный диагноз: БАС.
Боковой амиотрофический склероз еще называют болезнью Шарко или болезнью Лу Герига. Амиотрофия — это постепенная атрофия мышц: прекращение их работы и разрушение. Причины этого редкого заболевания до сих пор не установлены.
Врач, как это принято в Израиле, честно изложил Рахамиму, как будет протекать его болезнь: сначала будут парализованы руки и ноги, затем мышцы шеи, пищевода и языка. «Настанет день, — сказал он Рахамиму, — когда муха сядет тебе на нос, и ты не сможешь ее смахнуть. Ты станешь зависеть от других людей во всем. А в конце концов, откажут и легкие. Тебе осталось жить от трех до пяти лет».
Все на самом деле развивалось по сценарию доктора — но только не 3-5 лет, а 26. Кто может знать, кому сколько отмеряно лет жизни? За эти 26 лет скончались трое из наблюдавших Рахамима докторов, а он — жил. Жил полноценной духовной жизнью, а не влачил существование.
С самого начала Рахамим решил быть на шаг впереди болезни. Предвидя паралич ног, он установил в доме лифт, чтобы попадать в свою квартиру на втором этаже. Когда одна рука была еще достаточно сильна, чтобы нажимать кнопки пульта на подлокотнике инвалидной коляски, Рахамим заказал механизм для внешнего управления — для того времени, когда он не сможет управлять ею сам. Хотя он все еще мог ясно говорить, он стал искать и нашел американский компьютер, управляемый движением глаз, — который в последние годы стал его основным средством связи.
Хотя д-р Меламед Коэн, казалось бы, так хорошо ко всему был готов, но одно он не учел: а что будет, когда откажут легкие? Однажды, увидев, что муж дышит с трудом, Элишева вызвала «скорую». Медики прибыли в тот самый момент, когда дыхание Рахамима остановилось, реанимировали его и доставили в больницу. Там Элишева приняла решение подключить мужа к аппарату искусственного дыхания.
Когда Рахамим пришел в сознание, он был не уверен, что Элишева приняла верное решение. Тогда он думал: «Не лучше ли мне было просто расстаться с этой жизнью?» Прошло несколько лет, прежде чем Рахамим сказал такие слова: «Если бы они позволили мне умереть, я бы лишился лучших и самых важных лет моей жизни. Раньше я не знал, что обладаю такой внутренняя силой. Болезнь дала мне понять, что в каждом человеке есть искры, которые он может превратить в горящее пламя».
В последние годы доктор Меламед Коэн давал немало интервью, где он делился с читателями своими мыслями:
— Я полностью парализован, получаю кислород через аппарат искусственного дыхания, а пищу — через трубку. И тем не менее, именно эти годы, когда я прикован к инвалидной коляске, я считаю самыми прекрасными годами моей жизни!
У меня прекрасная жена, 6 детей, 29 внуков и уже появляются правнуки. За годы болезни я написал 10 книг. В последнее время я использую специальный компьютер с виртуальной клавиатурой, управляемой движениями глаз. Я могу глазами делать все, что другие делают компьютерной мышкой — если не лучше! Не только писать, но и рисовать картины в Фотошопе. Одна выставка моих картин «Глаза в Библии» проходила в Иерусалимском театре, другая — в «Бейт-аТанах» в Тель-Авиве.
Пророк Ирмияу
Несколько лет назад, когда я еще мог четко говорить, я читал лекции для студентов по методологии образования — прямо в своей гостиной. Я веду объемную электронную переписку с читателями. Молюсь трижды в день и посещаю синагогу каждый Шабат. Мы с женой регулярно ходим гулять, на концерты, на свадьбы и в рестораны. Да, я не ем — но ведь в ресторан ходят не только ради еды, но ради общения и атмосферы.
Конечно, я не сразу пришел к безусловному принятию своей болезни. Узнав о своем диагнозе, я, как каждый человек, вопрошал Б-га: «Почему это случилось со мной? Что я сделал не так? Всю свою жизнь я старался делать добро, выполнять заповеди… Я не был идеален, но почему за небольшие грехи я должен получить такое страшное наказание?! Это же несоразмерно!»
Странным образом, по мере ухудшения моего физического состояния, крепла моя вера. Я начал больше ценить важные вещи в жизни — и игнорировать неважные. А самое главное — я понял, в чем заключается высшая цель моих страданий. Сейчас мне открылась мое предназначение, мой личный тиккун (исправление): предпринимать как можно больше усилий в выполнении заповедей, поддерживать других людей и приближать их к вере в Творца.
Я не определяю себя как «больной» или «пациент». Скорее, я человек, у которого есть болезнь. Термин «больной» относится к человеку, который пассивно лежит в постели и ничего не делает. Я делаю множество вещей — и болен я не больше, чем кто-либо другой, кто в конечном итоге умрет. Врачи называют меня «неизлечимо больным», но с каждым днем я чувствую себя все меньше и меньше неизлечимым.
В последние годы д-р Меламед Коэн придерживался такого расписания. Каждое утро начиналось с прихода его друга Ицхака, который помогал ему надеть тфилин. Они вместе молились, а потом учились в хавруте около часа.
Потом начинался рабочий день: работа над книгой (включая поиск информации в интернете или в еврейской библиотеке на диске); ответ на письма; создание на компьютере картин.
Кроме того, Рахамим управлял небольшой ешивой, основанной его покойным отцом. Это предполагало определение учебной программы, изучение абитуриентов, оплату персонала и ежедневный учет посещаемости и прогресса каждого студента. Еще надо было успеть уделить время чтению книг и газет, физиотерапии… А после четырех часов дня в дом начинали приходить гости: братья, сестры, дети, внуки, друзья, бывшие коллеги и ученики…
Все надо было успеть, каждое мгновение было дорого: «Какая экономия времени — мне не надо тратить время на еду! Еда поступает через трубку прямо в желудок, и на это требуется всего лишь три раза по три минуты в день!»
Не каждый из здоровых людей может сказать такие слова. Все, кому посчастливилось быть знакомым с Рахамимом поражались: как он, будучи полностью зависим от других людей, продолжает быть человеком дающим, а не только принимающим: предлагает гостям подарок, совет, слова поддержки — так, что они сами становятся принимающей стороной.
И еще поражались: как Рахамим искренне интересовался другими людьми, помнил детали их жизни, спрашивал о том, что произошло у них в последнее время… И безустанно, каждым своим днем и каждым словом своих книг, продолжал говорить людям: «Не отчаивайтесь, будьте оптимистичны, служите Вс-вышнему в радости! Независимо от того, чего вам недостает, подумайте о том, что вы можете сделать в вашей нынешней ситуации!»
Планы на будущее у доктора Меламеда Коэна были всегда, до последнего дня: «Я хочу оставаться в живых еще много лет и не растратить зря ни одного момента своей жизни. Я хочу воплотить свое истинное “я”, наслаждаться общением и иметь возможность говорить людям о том, как свята жизнь!»
В иудаизме не ценится личная независимость, которой Рахамим оказался лишен. Тора, наоборот, превозносит взаимозависимость, взаимную динамику дарения и получения, которая и придает земной жизни смысл и наслаждение. Рав Шломо Вольбе определил цель жизни именно этими простыми словами: «жизнь ради любви». То есть наша цель здесь состоит в том, чтобы наладить отношения любви с Богом и с другими людьми.
Это же открытие сделал для себя д-р Меламед Коэн: свою зависимость от других людей он перестал считать позором и стал видеть в заботе о нем — как и в своей заботе о близких — продолжение отношений любви, которые он культивировал на протяжении всей своей жизни.
В одном из своих последних интервью Рахамим сказал: «Иногда я чувствую, что Б-г позволил мне жить, чтобы показать миру, что даже в таком состоянии можно продолжать творить и быть нужным людям. Тора учит нас, что нужно бороться до последнего вздоха жизни. До последнего момента нужно жить, радоваться и благодарить Творца!»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.