Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Младенцы, Дошкольники, Игры с родителями
Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, о еврейском воспитании детей, особенно — в период с момента рождения (или даже зарождения) до 6 лет.
Зачастую воспитание в семье сводится к базовому уходу за ребенком, а потом приучению ребенка к мультимедиа, «обучающим» мультфильмам или проще — телевизору. Это похоже на стремление занять ребенка чем угодно, лишь бы он, в свою очередь, не занимал время родителей.
Как лучше поступить, чтобы помочь ребенку развивать мышление и логику — вместо фантазии? Было бы полезно, если бы были еще ссылки на источники, с которыми можно продолжить изучение этого вопроса. С уважением, Р.
Уважаемый Р.,
Ваше письмо меня очень тронуло, т.к. оно показывает серьезный интерес к развитию детей. И, к сожалению, мне приходится согласиться с Вами, что сегодня «пихают» детям мультимедиа уже просто в младенческом возрасте — как самого дешевого бебиситтера. Но, к сожалению, не самого удачного…
Традиция говорит, что ребенок в утробе матери изучает всю Тору, но душа забывает ее, когда ребенок рождается, потому что ему предстоит пройти собственное духовное развитие.
Поэтому очень важно, чтобы и мать во время беременности, и младенец после появления на свет находились в позитивной атмосфере. Врачи сегодня говорят: видно, что приятная спокойная музыка или любящий спокойный «разговор» с плодом хорошо влияют на его развитие в матке.
В «Пиркей Авот» («Поучениях Отцов») упоминают одного из величайших танаим (мудрецов Мишны), раби Йеошуа, добавляя к его имени слова «счастлива родившая его». Мудрецы объясняют: его мать гуляла с ним, когда он был младенцем, возле ешивы, чтобы уши его наполнились «голосом Торы» — голосами тех, кто изучает Тору.
Не надо воспринимать это как буквальную рекомендацию строить ясли в ешивах, но, само собой, даже первые месяцы жизни, когда ребенок еще почти не контактирует с окружающим миром, важно, чтобы он находился в спокойной, мирной, духовной атмосфере. Родители могут ставить колясочку возле субботнего стола, когда ребенок не спит. В Иерусалиме было принято не показывать совсем маленьким детям изображения нечистых животных, и, насколько мне известно, в Хабаде также соблюдают этот обычай.
Когда ребенок начинает активно реагировать на окружающий мир, его можно «привлекать» ко всем родительским духовным занятиям. Например, держать на руках, когда слушают Кидуш, благословляют детей традиционным субботним благословением и т.д. Но принято до трех лет постепенно приучать ребенка только к соблюдению «предписывающих» заповедей, не к запретам.
С трех лет постепенно начинают приучать к тем запретам, которые ребенок способен соблюдать. Что касается самого обучения, оно должно быть игровым. По Традиции начинают изучать еврейский алфавит с трех лет. Обычно начало изучения букв — это очень радостное и торжественное событие, когда на один день ребенок становится «центром» своей группы.
Изучение букв тоже идет очень постепенно и на игровой базе. И вот здесь — к Вашему вопросу о мышлении и логике вместо фантазии. Обучение ребенка должно происходить в соответствии с его способностями и возможностями. На начальном этапе это гораздо больше игровой процесс, чем когнитивный.
Очень важно, чтобы родители рассказывали детям истории, читали с ними книжки, рассматривали картинки. И говорили бы не только о предметах на картинке, но и о том, что именно изображено в плане «межличностной коммуникации», какая ситуация общения. И фантазия является прекрасным инструментом для этого — если мы ею руководим, а не оставляем ребенка пассивно рассматривать чужие фантазии. Руководить в данном случае значит обсуждать и тактично вести в нужном моральном направлении.
Например, картинка, на которой зверюшки дерутся между собой и у них соответствующее «выражение лица», — это повод обсудить: что их могло так расстроить, что они не поделили и как можно правильно поступить в такой ситуации. Детям будет гораздо проще обсуждать эту тему на игрушках и зверюшках, чем на примере собственных отношений со сверстниками.
Но, конечно, если я просто сажаю ребенка смотреть мультфильмы и не говорю ему ни слова, то главное, что он может запомнить, это — как один персонаж лупит другого, а другой кричит. И повторить поведение сильного.
Что касается развития речи, логики, математического мышления, то все это достигается путем постоянного общения, для которого совершенно не нужно устраивать уроки. На обычной прогулке с детьми можно очень многое показать, рассказать, многому научить.
То, что я Вам ответила, это — «всё учение на одной ноге». А чтобы глубже познакомиться с этой темой, рекомендую материалы о воспитании на нашем сайте.
Желаю Вам со временем воспитать хороших и умных детей, с Б-жьей помощью.
С уважением, Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его