Бывших коммунистов не бывает (с).
Вообразите, что вы заходите в дом ваших знакомых и видите странную картину: хозяйка сидит на полу и стирает вручную в тазике при помощи металлической доски. Когда вы выражаете ей сочувствие, что стиральная машина поломалась, она отвечает: «А мы вообще не пользуемся стиральной машиной. Моя прабабушка так стирала, бабушка так стирала, и я решила подражать им. У них получалось хорошо, и мне это тоже подходит».
Разрешите спросить: что вы подумаете об этой женщине? Предполагаю, в лучшем случае: как жаль, что человек тратит столько усилий и времени на дело, которое благодаря техническому прогрессу может занимать считанные минуты. А в худшем случае вы решите, что ваша знакомая не совсем адекватна.
Но, к сожалению, я постоянно сталкиваюсь с людьми, которые воспитывают своих детей такими методами, которыми сегодня все, кто занимается проблемами воспитания — психологи, раввины, педагоги и т. д., — категорически не рекомендуют пользоваться. То есть — физическим или словесным насилием. А эти родители говорят: «Нас так воспитывали, и мы выросли хорошими людьми. А вся ваша модернизация ведет к распущенности молодого поколения».
Давайте попробуем понять: почему в недалеком прошлом такие методы могли работать (не то что они были безвредны, но работали), а сегодня вызывают у молодежи только антагонизм?
Дело в том, что раньше общество было построено на иерархии, и возрастная иерархия воспринималась детьми как нечто нормальное. То есть взрослый имел право что-то потребовать от ребенка только на основании своего старшинства. Сегодня, в реальности всеобщего равенства, эта иерархия просто не работает. Конечно, можно возмущаться тем, что местами равенство в обществе довели до полного абсурда. Но — ничего не поделаешь, мы живем в такое время, когда для ребенка слова «я старше, и я так сказал, и так будет» совершенно неубедительны.
Согласно Традиции, один из признаков приближения времен Машиаха — это наглость молодежи по отношению к более взрослым и уважаемым людям. Но наши мудрецы нигде не призывают подавлять такую наглость силой, потому что это просто неэффективно.
Надо отметить, что у большинства родителей — исключительно положительные цели. Они мечтают привести своих детей в светлое будущее, где дети будут вести себя абсолютно правильно с точки зрения религиозных и человеческих ценностей и достигнут в жизни всяческих успехов — духовных и материальных.
Поверьте, я пишу об этих целях без малейшей доли цинизма. Нам бы всем хотелось, чтобы для наших детей рай наступил уже тут, на земле.
Но методы, которыми мы загоняем детей в это светлое будущее, очень напоминают те, которыми в Советском Союзе строили коммунизм. То есть: лес рубят — щепки летят, личность должна быть полностью подчинена великой идее, а если не хочет подчиняться, то с помощью террора мы ее заставим.
И это оставило настолько глубокие следы в душах, что полностью, полярно изменив мировоззрение, то есть, став религиозными, люди не могут отказаться от тех методов воспитания и принуждения, на которых они выросли. И продолжают воспитывать детей по-прежнему — ради того, чтобы дети соблюдали заповеди и вели религиозный образ жизни.
Примеры: «Только посмей не встать на молитву! Я тебе, негодяю, покажу, что в нашем доме никто не пропускает миньяна! А пропустишь — накажу: денег не дам, к товарищам не пущу, десерта не получишь».
Или: «Как ты смеешь надевать эту юбку?! Так ходят только уличные девки! Наша дочь так одеваться не будет. А будешь — см. предыдущий параграф».
И непонятно: мы так стараемся, а они всё меньше соблюдают и всё больше отдаляются…
Я уже не говорю о том вреде, который мы наносим душе человека, унижая и оскорбляя его. Сколько людей по сегодняшний день убеждены, что они — вот то самое «никуда не годное», как их родители говорили. И удивляются сами себе: почему не могут добиться каких-то серьезных карьерных достижений? Почему у них ощущение, что окружающие их не уважают? И т. д.
Вспоминаю случай, о котором мне рассказывала — кстати, с большой гордостью — одна знакомая, которая хотела, чтобы ее дочь училась музыке. Урок выглядел так: мама разбрасывала спички и девочка могла спичку поднять, только сыграв гамму. Пока все спички не были собраны, на улицу к подругам ей было выходить запрещено. И, как мне говорила эта мама, дочь понимала, что у нее нет другого выхода, и занималась.
Это чистая правда. Но есть и некий побочный результат. Когда эта девушка выросла, она не соглашалась приблизиться к пианино ни при каких обстоятельствах. И мое ощущение — что она вообще терпеть не может музыку. Что, честно говоря, кажется неудивительным.
Давайте спросим себя: неужели это тот результат, которого мы хотим добиться с Торой и заповедями, не дай Б-г? Сейчас — подчинить и заставить выполнять, а, когда дети подрастут, — сбегут?
Конечно, можно мне возразить, что не все сбегают. Но даже рисковать этим вам представляется возможным? Нормальным?
Единственная возможность в наше время помочь человеку утвердиться на пути Торы — это дать ему ощущение, что ОН хочет соблюдать мицвот САМ, по СВОЕМУ выбору. Для этого необходимо, чтобы соблюдение было для него связано с радостью и гордостью, а не с унижением и насилием, не дай Б-г.
Поэтому, если мы хотим быть хорошими родителями, необходимо понять: мы не имеем права быть членами «коммунистической еврейской религиозной партии» и «советскими» методами внедрять религию в души детей.
Как это делать по-другому? Это уже материал для отдельной статьи. Но для того, чтобы выполнять повеление «асэ тов» — «делай добро», первым делом надо выполнить «сур мэ-ра» — «уклоняйся от зла» (Теилим 34:15). А для этого надо, чтобы мы поняли, ЧТО можем натворить из самых лучших побуждений. Которыми, как известно, вымощена дорога в нехорошие места…