Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ураган Катрина и раскаяние - с чистого листа

Отложить Отложено

В Америке недавно отметили десятую годовщину урагана Катрина, в результате которого была затоплена и разрушена бо́льшая часть Нового Орлеана, с колоссальными человеческими жертвами. Скорбели, вспоминали погибших. Но также и воспользовались поводом подвести итоги прошедших десяти лет, проанализировать долгосрочные перемены, которые вызвал этот катаклизм, и проследить, что случилось с людьми, которых он затронул.

Согласно статистике, большинство из тех, кому пришлось сняться с насиженных мест, вернулись по мере того, как восстанавливался город. Но многие так и не вернулись, а переселились в другие города, в большинстве случаев - в Хьюстон.

Интересное исследование провел Дэвид Кирк, профессор Техасского университета в Остине.  Как известно, затопленные районы Нового Орлеана и изначально вовсе не были раем. Большинство жителей там составляли афроамериканцы, большинство из них бедные. В одном из наиболее пострадавших районов жили в основном бывшие заключенные, то есть люди с судимостью. А большинство этих людей, как известно из статистики, после освобождения довольно быстро берется за старое и в считанные годы вновь оказывается за решеткой. В своем исследовании Дэвид Кирк сравнил статистику рецидивизма среди тех, кто в конечном итоге вернулся в Новый Орлеан, и тех, кто переехал в Хьюстон. Результат был однозначен: среди последних было арестовано на 25% меньше бывших заключенных, чем среди первых. То есть вероятность возобновления преступной деятельности была выше среди тех, кто вернулся на прежнее место, чем среди тех, кто перебрался на новое.

Но почему? Может быть, потому, что переехавшие выбрали более благополучные районы, где было больше возможности получить работу и меньше преступности? Нет, рассуждает исследователь: доселе эти люди жили в неблагоприятных районах во многом потому, что не могли себе позволить переезд в более благополучные, и теперь, когда вынужденно снялись с насиженных мест, осесть могли только в районах, подобных изначальным, или еще менее благоприятных. Действительно, согласно статистике, уровень безработицы в новых районах был выше.

Почему же тогда уровень рецидивизма был ниже? Потому что тем, кто переселился на новое место, представилась возможность начать с чистого листа. Ведь когда бывший преступник возвращается на прежнее место, он попадает в прежнюю среду, встречается с теми же людьми и вполне может подпасть под то же влияние. Ему вновь предоставляются те же условия и те же возможности, какие изначально привели его в преступный мир. Тогда как переезд на новое место означает потерю связи с прежними дружками и возможность выхода из-под их влияния. Можно начать жить по-новому и отдалиться от прежнего мира.

Психологически тоже: исследования показали, что, к примеру, у наркоманов вырабатывается буквально физиологическая реакция к знакомому месту и в целом к знакомой среде. Когда наркоман попадает на то же место, где он в прошлом доставал наркотики или употреблял их, ему гораздо труднее удержаться от повтора этих действий. Поэтому для него смена места жительства - это один из способов избавиться от тех синдромов и начать новую жизнь.

Когда результаты этого исследования были опубликованы, они даже спровоцировали неудобные вопросы: может быть, для того, чтобы построить Новый Орлеан, его надо было сначала разрушить? Может быть, разрушив этот город, ураган в конечном итоге его спас? То есть, несмотря на все страдания тех, кому пришлось эвакуироваться из затопленных районов, в конечном итоге им больше «повезло», чем тем, кому никогда не представилась такая «возможность» выбраться из неблагополучной среды и начать новую жизнь. Один такой бывший преступник, который переселился в Хьюстон, позвонил Кирку и сказал: «Знаете, неудобно так говорить, но это лучшее событие в моей жизни. Я смог начать жизнь с чистого листа. Сумел оставить позади всех тех, кто так отрицательно влияли на меня и с такой силой тянули меня вниз!»

(Ввиду результатов этого исследования, Кирк подверг сомнению разумность правила, принятого в большинстве штатов: подозреваемые отпускаются под залог, а заключенные получают УДО только при условии, что вернутся в округ, где проживали до заключения. Как раз это и может привести к рецидивизму. Гораздо полезнее разрешать, а то и поощрять переселение на другое место. Согласно исследованиям, многие освобожденные не хотят возвращаться на прежнее место, но все равно им приходится, хотя они и понимают, что это вредно. Зачем же их заставлять?)

 

О чем все это напоминает?

Лично мне - об одном принципе Торы, который касается нынешнего времени года. 

Талмуд (Рош а-Шана 16б) гласит, что четыре вещи могут изменить судьбу человека: благотворительность (цдака), молитва (цаака), изменение поведения (шинуй маасе) и изменение имени (шинуй шем) - а по некоторым мнениям, также изменение места жительства (шинуй маком). 

Изменение поведения, по словам комментариев, - это раскаяние в грехах. Значит, изменение судьбы, к которому оно приводит - это отмена (Небесного) наказания за грехи. Благотворительность и молитва - тоже дополнительные факторы, которые могут помочь человеку получить искупление.

С изменением имени уже не так просто: ведь если человек действительно повинен в грехах, то почему его должно спасти от наказания одно лишь изменение имени без раскаяния, т.е. изменения поведения? Поэтому некоторые комментарии считают, что речь идет не об избавлении от наказания, а об общем изменении судьбы, которую обычно определяют звезды (мазаль). Но другие объясняют, что изменение имени дополняет раскаяние, как молитва и благотворительность (ведь они тоже не могут отменить наказание, если вкупе с ними нет раскаяния). Потому что, изменяя имя, человек как бы заявляет, что не хочет быть прежним грешником, а хочет стать новым человеком.

Изменение места жительства - опять вопрос: ведь даже если изменение имени - знак стремления измениться душой, то смена места жительства - скорее просто желание переселиться на более приятное и удобное место. Правильно?

Обычно да. Но на примере Нового Орлеана можем понять и этот принцип. Смена места жительства на практике дает человеку возможность начать с чистого листа и стать другим человеком. На новом месте бывший преступник - и любой грешник - освобождается от старых соблазнов и от старых связей, которые тянут его вниз. Он может расправить крылья и направить свою жизнь по совсем другой траектории. Так что и смена места жительства может дополнить раскаяние.

Интересно, как принцип, сформулированный Торой, проявляется подчас в самых неожиданных местах, в самых далеких уголках мира. Потому что, как говорят мудрецы, истакель бе-Орайта у-бара альма - «[Б-г] смотрел в Тору и творил мир». Мир создан по плану, закодированному в Торе, написанной Б-гом. Тора - это «генплан» мира, его «ДНК», она задает его структуру и на ее принципах базируются самые разные его феномены. Тору можно открыть везде.

 

Можно понять и другое утверждение мудрецов. В Торе (Берешит 36:3) говорится, что Эйсав, грешный брат Яакова, женился на Босмат, дочери Ишмаэля. Но выше (Берешит 28:9) Тора называет ту же женщину Махалой. Это противоречие выявляет Раши и объясняет: настоящее ее имя - Босмат, а прозвищем «Махала» Тора намекает на принцип: когда человек женится, ему прощают (мохалим) все его грехи.

Но почему женитьба должна стать причиной для прощения грехов? Прекрасно, человек нашел женщину, которая ему нравится, и женится на ней, но это же не значит, что в то же время он раскаялся в грехах. А ведь здесь речь идет об Эйсаве, у которого этих грехов было предостаточно.

Ответ, похоже, тот же: женитьба - это кардинальное изменение образа жизни, которое дает человеку психологическое ощущение нового начала. Даже Эйсаву - или любому уголовнику из криминогенного района. Вышеупомянутый социолог в своих исследованиях тоже обнаружил, что после свадьбы человек меньше проводит время в компании других уголовников - хотя бы потому, что предпочитает компанию своей любимой жены.

Или еще пример, который приводит Раши (там же): грехи прощают тому, кого назначают на высокую должность (оле ле-гдула). Опять же, одно такое назначение вовсе не означает раскаяние. Но оно тоже дает человеку чувство нового начала, а также нового уровня ответственности. Такому, как он, не подобает вести себя так, как вел себя прежний человек, не столь высокопоставленный и ответственный. 

Итак, один из уроков трагедии Нового Орлеана в том, что, несмотря на трудности, вынужденные перемены в жизни могут изменить человека к лучшему и дать ему возможность начать с чистого листа. Или более обобщенно: даже разрушение может быть созидательным. Или, выражаясь языком Торы, гам зу ле-това - «и это тоже к лучшему». Судьбу не всегда можно выбирать, ураган Катрину явно никто не «выбирал» и не просил так разрушать город. Но, оказавшись волей-неволей в таких обстоятельствах, человек может, тем не менее, использовать их с толком - и даже в корне изменить жизнь к лучшему.

 

«С той же женщиной в том же месте» - да уже не тот грешник!

 Можно задать вопрос: по словам Талмуда (Йома 86б), полное раскаяние - это когда человек попадает в ту же ситуацию, «с той же женщиной, в том же месте», и на этот раз воздержится от греха. Значит, только так может «засчитаться» раскаяние: когда человек остается на том же месте, с теми же соблазнами, и, несмотря на это, прекращает грешить. Тогда как перемещение на другое место «не считается», ведь может быть на старом месте он продолжил бы грешить и не устоял бы перед соблазном. 

Ответ, возможно, таков:

В принципе, истинное раскаяние - это действительно когда человек успешно противостоит тому же соблазну. Вот только как же это произойдет на практике, если он остался тем же человеком - с тем же характером, подверженным тем же соблазнам, что и раньше? Решить-то можно что угодно, но когда вновь попадаешь в ту же ситуацию, то чувства и желания обычно сильнее разума и каких-либо «решений». Сколько раз мы решаем: все, отныне я буду действовать иначе, скажу другое, воздержусь и т.д. Но приходит та же ситуация - и все повторяется по обкатанному сценарию. 

В частности, для старой компании, в которой ты всегда поступал так и не иначе, ты остаешься тем же человеком: они ждут от тебя тех же действий, и ты чувствуешь, что не можешь их «разочаровать» - это ведь будет «предательство», из «своего» превратишься в «чужого». Как же быть?

Ответ неизбежно таков: полное раскаяние - это когда человек не просто пожалел о содеянном и решил больше так не делать - а когда он стал другим. Прежний человек в такой ситуации был подвержен тем соблазнам, а новый - нет.

Но как же стать новым человеком?

Об этом и речь. В обычной жизни это можно, но очень трудно. Если же человек попадает в другое место, в другую ситуацию, в другую компанию, и отрывается от изначальной среды, то у него есть реальный шанс стать другим. Другая компания не ждет от него тех же действий, ей можно изначально представиться по-другому, и тогда, наоборот, она будет ждать от него новых действий, в соответствии с его новым самоопределением.

И когда, став другим, этот человек по какой-то причине попадает в изначальную ситуацию, «с той же женщиной, в том же месте» - вот тогда у него есть реальный шанс избежать старого соблазна. Потому что он уже другой человек. Такому, как он, теперь это не подобает. Старые друзья «разочаруются» и подумают, что он уже не «свой»? Да ведь так оно и есть, он им теперь чужой, и пускай разочаруются! А вот что скажут новые друзья, когда узнают, что он так себя повел? А уж что скажет новая жена! Да и вообще, по сравнению с новой женой, та женщина уже вовсе не такая привлекательная, и что он в ней раньше нашел?

Лично мне знаком только один человек, который, похоже, воистину изменился и стал другим. Я с ним познакомился уже на новом этапе его жизни, но, по описанию тех, кто знал его раньше, изначально он был весьма раздражительным и по любому поводу на всех кричал. То есть, на языке Торы, у него были проблемы с гневливостью (каас). Теперь же он явно не такой, с ним вполне можно иметь дело, приятый человек. 

Но понятно также и почему он изменился: от него ушла первая жена. Это был его личный «ураган Катрина»: он был вынужден покинуть старый дом и в целом пережил разрушение своего старого мира, и душой тоже был потрясен, он этого не ожидал. Трагедия? На тот момент - да. А взирая на те же события 15 лет спустя? «Счастливая трагедия». «Созидательное разрушение». Брак с первой женой иногда идиллией не был. Зато через несколько лет после развода ему встретилась другая женщина, с которой вот уже более десяти лет живет душа в душу. 

Но вот что интересно: вторая жена - более чувствительная и ранимая, чем первая! И если бы он на нее так же кричал, как на первую, второй брак распался бы еще быстрее. Но он на нее редко кричит. С трепетом относится ко всем ее чувствам, порхает над ней и во всем стремится угодить. Те, кто его знают давно, улыбаются: если бы с первой женой так обращался, она бы никогда не ушла! Но в том-то и дело, что с ней он к таким отношениям перейти не мог. Потому что был другим человеком, в плену другой системы отношений. А испытав потрясение и получив шанс предстать перед новой женой в иной ипостаси, изменился. И теперь он действительно «в том же месте, с той же женщиной» - точнее, с другой, но тем же соблазном - раздражаться и ранить ее. И даже с бо́льшим соблазном - у новой больше причуд, что дает ему больше поводов для раздражения! Но он не раздражается - потому что он уже другой человек.

Да, ряд комментариев объясняют, что «с той же женщиной в том же месте» действительно означает соблазн той же силы, которому на этот раз человек с успехом сопротивляется исключительно «во имя Б-га». Но само это означает, что он стал другим человеком - с другим типом отношений с Б-гом. Он настолько с Ним сблизился, что по отношению к Нему старые дружки теперь менее важны - как по отношению к новой любимой жене (см. выше). Теперь главный вопрос - не «Что скажут старые друзья?» - а «Что скажет Б-г?» Это действительно полноценное раскаяние - но опять же, произошедшее в результате коренной перемены в самом человеке. Иначе, если он остался тем же человеком, но на этот раз просто приложил неимоверное усилие, кто скажет, что и в следующий раз ему это удастся? Соблазн ведь не ослабнет, а он может устать каждый раз делать такое усилие. Ответ неизбежно в том, что сам человек изменился, и теперь ему это дается легко, потому что чувство удовольствия от близких отношений с Б-гм и страха их потерять сильнее соблазна согрешить. 

Вот только достичь самого такого изменения очень трудно, и воистину удается далеко не каждому. Но и среднему человеку может представиться шанс - если будет внешний катализатор. Повезет - исключительно позитивный, например, холостяку встретится женщина, которая придется ему по душе, и брак его преобразит. А бывает и «созидательное разрушение», когда старый мир разрушается, и с ним «погибает» изначальный человек, но на его месте создается возможность построить новый мир, в котором этот человек «возродится» в иной, лучшей ипостаси.

 

Теги: Праздники, раскаяние, Актуалия