Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

По-еврейски — минхаг, минаг. Так называют образ исполнения еврейских заповедей и правовых норм, не предписанных непосредственно Законом, а выработанных практикой в одной общине или во всем еврейском народе. Примером может служить принятый почти повсеместно обычай посещать микву (ритуальный бассейн) перед началом субботы.

Следует различать установления трех видов: «алаха» — закон, предписание Торы или мудрецов; «минаг» — обычай; «дерех эрец» — образ поведения, этика. Закон устанавливается Письменной или Устной Торой и предназначен для неукоснительного исполнения. Обычай возникает и закрепляется в силу насущных конкретных причин. Община как бы вырабатывает его, а потом требует исполнения даже если причины изменились. Впрочем, иногда наблюдается изменение самого обычая, который таким образом может даже утратиться (чего не бывает с алахой, которую можно отменить только специальным законодательным актом, и то не во всех случаях).

Наличие разнообразных обычаев послужили причиной выживаемости еврейского народа в рассеянии. К общинным обычаям относятся, например, порядок и состав молитв, текст некоторых благословений и пр. Считается, что закон, принимаемый мудрецами, не должен противоречить обычаю в данной местности. Обоснованием для этого служит мнение, что обычай не мог утвердиться без одобрения учителей прошлых поколений, а значит, его нельзя отменить без компрометации их имени. Обычай, о котором идет речь, должен удовлетворять трем правилам: он не противоречит ясному указанию алахи; он многократно применяется; он разумен и целесообразен.

Обычаи ашкеназских евреев систематизированы р.Моше Исерлишем, сефардских — в том же 16 веке р.Йосефом Каро. В Талмуде написано (Бава Меция 86): «Да не изменит никто обычая, ведь Моше поднялся на небо (получить Тору) и не ел хлеба (как принято у ангелов), а ангелы спустились на землю и ели хлеб (когда их принимал Авраам)». И еще (Хулин 93): «Не попирай учение своей матери». Здесь под учением матери понимаются обычаи, в то время как учение отцов — это еврейский Закон.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?