7 февраля 2006 года, темы: Провидение, Земля Израиля, Политика, Болезни, Рав Бенцион Зильбер, Лев Кацин
Сообщение о внезапном инсульте вызвало многочленные толки. Есть люди, которые открыто выражают радость: болезнь Шарона является «спасением» для евреев. В качестве доказательства приводится факт из книги «Пламя не спалит тебя!» благословенной памяти рабби Ицхака Зильбера. В этой книге действительно рассказывается о том, как, будучи в советском лагере, рабби Ицхак узнал об инсульте Сталина и обрадовался, увидев в этом чудо Пурима и спасение евреев СССР.
Я связался с сыном рабби Ицхака, равом Бенционом Зильбером.
– Сравнимы ли ситуации, связанные с инсультом Шарона и инсультом Сталина?
– Это сравнение совершенно недопустимо. Прежде всего, Сталин был негодяем, планировавшим уничтожение евреев СССР. Как бы вы ни были недовольны политикой Шарона в прошлом или опасались его действий в будущем, все равно Шарона нельзя сравнивать со Сталиным. Возможно, кто-то считает, что выселение евреев из Гуш Катифа, страдания поселенцев, дома которых были разрушены, источники дохода потеряны, были услышаны на небесах.
В действительности мы должны признать, что нам очень трудно дать истинную оценку происходящему. Нам не следует радоваться болезни Шарона, утверждая, что «пришло спасение для евреев!» Не следует и паниковать – «что с нами будет?» Главное, о чем нам следует помнить, – все в руках Всевышнего и молиться, чтобы все произошедшее повернулось к добру.
– Какой урок можно извлечь из факта болезни Шарона?
– Посмотрите и задумайтесь: что такое человек? Ему кажется, что он хозяин положения, он планирует, руководит, но в одно мгновение рушатся все его планы. Наши пророки и мудрецы учили не полагаться на человека. «Благословен человек, который полагается на Всевышнего!» – писал пророк Иермиягу. Как бы ни казалось нам, что важно завоевать благоволение сильных мира сего, еще важнее заслужить благословение Всевышнего. Сделать это можно изучением Торы, соблюдением заповедей и добрыми делами.
Как-то рав Поневежа пришел к великому раввину Хофец Хаиму за советом.
– Социалисты хотят открыть свою школу для еврейских детей нашего города. Образование в этой школе будет уводить детей от еврейства. Но главы общины уже поддержали эту идею. Стоит ли выступать против городских властей? – спросил раввин.
– Я понимаю, что когда приходят белые, красные, зеленые, то ты хочешь быть в стороне от их споров. Ты ведь не знаешь, кто в конце концов победит, – ответил Хофец Хаим. – Но в борьбе за Тору ты должен быть на стороне сильнейшего, ведь Всевышний обязательно сохранит Тору и евреев. Потому не бойся, а начинай борьбу за еврейское образование детей твоей общины.
Затем я связался с главой иерусалимской иешивы «Швут Ами» равом Элиэзером Кугелем, у которого мне посчастливилось учиться в Израиле. Рав Кугель, известный раввин, ученик Хазон Иша, женат на дочери крупнейшего галахического авторитета современности, рава Элияшева, и является одним из немногих людей, имеющих к нему прямой доступ.
МОЖНО ЛИ ОТДАВАТЬ СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ?
– Инсульт – это наказание Шарону?
– Мы должны категорически осудить подобные утверждения. Когда человек тяжело болен, не время искать его прегрешения. А если кто-то хочет сделать «хешбон нефеш», взвесить заслуги и прегрешения, то в первую очередь пусть анализирует самого себя.
– Евангелист Пэт Робертсон заявил в США, что инсульт Шарона является «карой Б-га» за то, что он отдал арабам сектор Газы, землю, которую Б-г заповедовал евреям.
– Всевышний дал землю Израиля еврейскому народу для того, чтобы, живя на ней, мы творили добро и соблюдали Тору. Мы должны заслужить право жить на этой земле. И если мы теряем часть земли, то дело здесь не в Шароне, а в том, что это заслужил народ.
Святая Земля, конечно же, принадлежит народу Израиля. И хорошо, что есть неевреи, которые понимают это сейчас. Однако пока не пришел Машиах, мы готовы пойти на территориальный компромисс ради мира.
– В самом факте отдачи земли нет греха?
– В свое время рав Шах поддерживал идею территориального компромисса, но только при одном условии, что компромисс действительно принесет мир. Этот последний вопрос является по существу не религиозным вопросом, а мнением специалистов, военных и политиков. Мы хорошо отдаем себе отчет в том, что мнения политиков могут быть далекими от объективности из-за их желания завоевать популярность масс или понравиться президенту США. Высказываются мнения, что территориальные компромиссы лишь увеличивают аппетиты арабов и потому усиливают опасность для евреев. В частности, мы стали свидетелями усиления террора после начала «мирного» процесса.
И если о правомерности отдачи Гуш Катифа можно спорить, то о том, как это было сделано, не поспоришь. Если ты уже выселяешь людей, то хотя бы исполни свое обещание: дай им новое жилье и источник существования. Ведь там была разрушена целая индустрия сельского хозяйства, поля и теплицы, которые кормили тысячи семей. Теперь эти люди остались без крыши над головой. Но, как я уже сказал, сейчас не время вспоминать об этом.
– Время ли сейчас молиться за здоровье премьер-министра?
– Рав Овадия Йосеф, крупнейший авторитет сефардских евреев, призвал молиться за выздоровление Шарона. Когда вам становится известно, что какой-то еврей страдает от болезни, то молитва за его здоровье – это совершенно естественная реакция – вы же молитесь не потому, что этот человек премьер-министр страны.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»