Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о секрете радости еврейского народа

Где же мы найдем попа? — беспокоились жители казацкой станицы.

После того как советские войска оставили этот район, казаки собрались у закрытой когда-то большевиками церкви и открыли забитые досками двери. Хотели они было объявить о возобновлении воскресной службы, но вот беда, не нашлось там священника. Слух о том, что ищут попа, разошелся по близлежащим деревням, и через несколько дней в станицу вошел человек в рясе попа. Послушали его казаки на первой воскресной службе, и понравились им его речи о любви к ближнему. И предложили казаки попу остаться у них в станице.

Слава о нем разнеслась по окрестным деревням, из которых люди приезжали на телегах или приходили пешком, чтобы послушать его добрые и умные речи…

Эту историю рассказал мне недавно Сергей, работавший много лет кардиологом в Одессе (пользуясь случаем, хочу пожелать ему скорейшего выздоровления). Сергей вместе с родителями скрывался в подвале у одинокой женщины, которая с риском для жизни приютила еврейскую семью. Сергей вспоминает, что после посещения службы их обычно грубоватая хозяйка преображалась и становилась мягче по отношению к своим еврейским гостям.

После того как немцы бежали под ударами Советской армии, хозяйка пришла домой и рассказала о пережитом ею потрясении. В воскресенье, как обычно, толпа народу собралась послушать любимого попа. Однако его все не было. Вскоре к церкви подъехала армейская машина, из которой вышел офицер и направился в церковь. Казаки с изумлением узнали своего попа в форме офицера Советской армии. Тогда офицер-поп обратился к собравшимся и рассказал им, что остался в станице по заданию советского командования, чтобы организовать сопротивление фашистам.

«Я говорил вам о любви к ближнему, и я не лгал, и сегодня я призываю вас любить людей. И я хочу, чтобы вы знали: я — еврей!» — сказал он потрясенным казакам, которые, мягко говоря, не выделялись особой любовью к еврейскому народу.

Мы можем лишь догадываться, почему этот офицер посчитал необходимым объявить прихожанам, что он еврей. Возможно, он хотел, чтобы местные казаки перестали ненавидеть евреев. Во всяком случае, хозяйка, приютившая Сергея и его родителей, утверждала, что ему это удалось…

Эта история чем-то напомнила мне рассказ Торы об Йосефе, который открылся своим братьям со словами: «Я Йосеф!»

«И не мог Йосеф сдержать себя …И издал он голос свой в рыдании… И сказал Йосеф своим братьям: Я Йосеф. Жив ли еще мой отец? И не могли его братья ответить ему, ибо затрепетали пред ним» (Берешит 45:1—3).

Братьям казалось, что египетский министр издевается над ними, принося им боль и страдания. Они пришли в Египет в поисках хлеба в связи с голодом, поразившим их страну. Однако министр не поверил им, обвинив их в том, что они лазутчики вражеской страны. По прошествии времени братья уже начали понимать, что это не случайная ошибка. Они были готовы признать свой грех, понимая, что неудачи преследуют их из-за того, что они проявили жестокость, продав в рабство своего брата Йосефа.

И вдруг кажущийся им жестоким египетский министр открылся перед ними любящим и простившим их братом, который готов спасти их от голодной смерти. «И сказал он: Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. А теперь не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для того, чтобы поддержать вашу жизнь, послал меня Всевышний пред вами» (Берешит 45:4—5). В этот момент браться осознали, что все прошлые страдания имели смысл, ибо все, что ни делается, — к лучшему!

«Точно так же, придет время и Всевышний откроется перед всем миром, и тогда мы затрепещем и возрадуемся, осознав, что все страдания в нашей истории и нашей жизни были частью великого замысла», — учили мудрецы Талмуда. Мы возрадуемся, переосмысливая прошлое и осознавая, что все то, что приносило нам слезы и боль, в действительности было для нашей же пользы.

Каждый еврейский праздник не только отмечает событие нашей истории, но и несет в себе особое благословение праотцев нашего народа. Праздник Исхода, с которого начинает свой отсчет история нашего народа, несет благословление первого еврея Авраама. Праздник дарования Торы несет в себе благословление Ицхака. Праздник Суккот, отмечающий чудо существования евреев в пустыне и во всех изгнаниях, несет в себе благословление Яакова.

Мудрецы утверждают, что праздник Симхат-Тора несет в себе благословление Йосефа. Почему благословление Йосефа дарит нам радость?

После разрушения Храма, 9 Ава, в еврейском календаре отмечается семь недель утешения и три недели Судных дней — от Рош-Хашана до Хашана Раба, последнего дня праздника Суккот. Но еврейский народ не мог утешиться, пока не наступил праздник Симхат-Тора, позволяющий нам переосмыслить прошлые разрушения и изгнания, осознав, что и они были для нашей пользы. В отличие от всех других праздников, отмечающих события прошлого, Симхат-Тора, это праздник будущего прихода Машиаха. Уже сегодня мы предвкушаем триумф победы справедливости и добра над злом.

Но как можем мы предвкушать и праздновать события будущего? — удивится читатель. Однако человеческая душа является частью вечности. Вспоминая, она перемещается в прошлое; предвкушая и предчувствуя, душа способна заглянуть в будущее.

Что ж, может быть великая тайна неисправимого еврейского оптимизма и заключается в том, что в любых, даже самых сложных обстоятельствах, мы продолжаем ждать прихода Машиаха. Несмотря на окружающую нас тьму, мы продолжаем видеть свет в конце туннеля, свет будущего, который вдохновляет нас радостью и дает нам силы преодолеть все препятствия, стоящие перед нами сегодня.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»