Темы: Недельная глава, Аазину, Изучение Торы, Ури Калюжный, Имя Творца
Как сказано в конце предыдущей главы, недельная глава Аазину представляет собой песнь, то есть, в современных понятиях, поэзию. Одним из отличительных качеств поэзии является то, что слова в ней передают мысль не напрямую, а через серию образов, часто ассоциативных.
В этом смысле вся Тора также называется песнью, так как кроме конкретных законов, она строит у изучающих ее определенную систему образов и понятий и многие мысли Торы переданы нам именно на языке этой системы. Этот информационный канал проходит на границе между сознанием и подсознанием, однако можно попробовать его проанализировать.
Давайте рассмотрим фразу Моше из нашей недельной главы (Дварим 32:3): «Когда Имя Всевышнего объявлю я, воздайте величие Б-гу нашему.» Чтобы осознать смысл этой фразы, нужно объяснить суть двух использованных в ней понятий: «Имя Всевышнего» и «величие Б-га».
Имя Всевышнего — это не то, как мы решили Его называть, а описание Его контакта с нашим миром (на компьютерном жаргоне — интерфейс). То есть, как объясняют наши Мудрецы, сути Всевышнего мы постигнуть не можем, однако мы можем и даже должны изучать то, как проявляется в нашем мире его присутствие — Б-жественное Провидение. У него ведь есть свои законы, правила и ограничения.
Чем ближе человек к Б-гу, тем яснее для него Б-жественное присутствие, тем лучше он понимает правила Б-жественного Провидения. На языке Мудрецов это называется «знать Имя Б-га». Конечно же, лучше всех знал Имя Б-га наш Учитель Моисей (на иврите — Моше Рабейну), которого еврейский народ зовет так потому, что он поставил целью своей жизни донести это знание до нас. Об этом процессе раскрытия секрета Б-жественного Провидения и говорит Моше в рассматриваемой фразе: «Когда Имя Всевышнего объявлю я…»
А какова роль еврейского народа в этом процессе, что означает «воздать величие Б-гу»? Как мы уже писали, слово «великий» (на иврите — гадоль) выражает тот факт, что тот, о ком говорят не только достигает высокого уровня, но при этом он еще простирается с самого низа доверху.
То есть, Величие Б-га заключается в том, что Его Присутствие явно ощущается на всех уровнях нашего мира. В этом и состоит призвание еврейского народа — проявить Б-жественное Присутствие: посредством соблюдения заповедей, жизни по Торе и т.п. То есть, как говорит нам тут Моше Рабейну, изучение Торы важно не только и не столько само по себе, а как средство возвеличивания Всевышнего.
Талмуд в трактате Брахот (21а) объясняет, что из изучаемой нами фразы можно понять, что изучение Торы таким образом является действием и поэтому требует произнесения соответствующего благословения, как и совершение других действий-заповедей. А в трактате Недарим 81а на вопрос почему был разрушен Храм Талмуд отвечает: «Потому, что не произносили благословения на изучение Торы». То есть изучали Тору и даже выполняли заповеди, но их учеба не была действием, то есть не была направлена на возвеличение Имени Всевышнего. В результате широкий слой простых людей (символически названныйтам в Талмуде «землёй») оказался «не у дел», потерялся. А когда слава Всевышнего не проявляется на всех уровнях еврейского народа — нет величия Его. И тогда символика Храма перестала соответствовать действительности и он был разрушен.
Теперь мы, надеюсь, немножко больше понимаем слова Моше, путь к исправлению мира и нашу роль в этом процессе.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место