Темы: Коэн, История еврейского народа, Колена Израиля, Генеалогия
Под термином генеалогия обыкновенно подразумевается перечень в последовательном порядке предков и их потомков. В древнейших частях Библии для обозначения понятия генеалогия употреблялось слово «толедот», תולדות (от ילד — родить). Позднее генеалогия стала обозначаться словом יחש . Наконец, в еврейском, как и в арамейском языке, стал применяться термин יחס , не только для выражения понятия генеалогия, но и для обозначения знатного происхождения вообще. В Библии приведены следующие генеалогические таблицы (в порядке канона):
1) Потомки Адама в числе десяти поколений (Быт., 4, 1-24 с историческими глоссами; 5, 1-32 с хронологическими данными);
2) Потомки Ноаха, делящиеся на семитов, хамитов и яфетидов (Быт., 10, 1-31, так называемая «Таблица народов»);
3) Семиты (потомки Шема) в числе 10 поколений (Быт., 11, 10-26) и родословная Авраама;
4) родословная Ривки (Ребекки) и боковой линии, происшедшей от ее отца Нахора и его наложницы — Реумы (Быт., 22,20-24);
5) Потомки Авраама — от жены Авраама Кетуры (Там же, 25, 1-4);
6) Потомки Авраама по линии Ишмаэля (Исмаила) (ibid., 25, 12-16; так называемые исмаэлиты);
7) Потомки Авраама от Ицхака и Эсава-Эдома (Быт., 36, 1-43);
8) родословная потомков Якова-Израиля — «семьдесят душ» (Быт., 35, 23-27; 46, 8-28);
9) родословная Моше (Моисея) (Исх., 6,14-25);
10) Потомки Аарона (Числа, 3, 2);
11) Левиты (Числа, 3, 17-35);
12) общая родословная колен (Там же, 26, 5-51);
13) родословный список левитских семейств (ibid., 57-61);
14) родословная самого Эзры (Эзр., 7, 1-6);
15) родословный (отчасти) список священников, левитов и израильтян, женившихся на чужеземках (Там же, 10, 18-44);
16) частичная генеалогия потомков Иуды и Биньямина (Нехемия, 11, 4 и сл.);
Эзра, как говорит Талмуд, придавал большое значение генеалогиям. Он не хотел покидать Вавилонию раньше, чем в точности не установит генеалогических отношений нового Израиля и не очистит его от всяких низких примесей, как хорошо просеянную первосортную муку (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 69б). Свое собственное родословное дерево он также подверг тщательной проверке (Вавилон. Талмуд, Бава Батра, 15а). Книги Хроник, а также Эзры и Нехемии, действительно, рассматривались , как ספר היוחסים , как מגילות כתבי היחס («генеалогические свитки») (Вавилон. Талмуд, Бава Батра, 15а; Псахим, 62б). Тем не менее Талмуд признает факт, что изгнание и последующие бедствия едва ли могли способствовать сохранению чистоты расы и рода (см. спор между р. Иошуа и р. Гамлиэлем: Иерусалим. Талмуд, Кидушин, 1 V , 1).
Но для коэнов (священников) чистота происхождения была необходима. К их генеалогии относились поэтому очень добросовестно, и, если оказывалось нужным, эти генеалогии подвергались тщательной провеке. Их родословные записи были, по-видимому, вверены особому чиновнику, и в Талмуде упоминается учрежденная в Иерусалиме палата исследования г енеалогии священников и левитов (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 76б). Свидетельство Иосифа Флавия подтверждает тот факт, что действительно велись родословные записи священников ( Josephus , Contra Ap ., I , 7; Vita , 1). Священник был обязан убедиться в чистоте происхождения девушки даже из священнического рода, на которой хотели жениться, и расследование должно было доходить до ее прапрабабки со стороны отца и матери; в случае, если он женился на дочери левита или израильтянина, исследование ее родословной должно было распространяться еще на одно поколение выше (Иерусалим. Талмуд, Кидушин, IV , 4). Допускались, однако, исключения, если репутация или общественная служба отца делали это достойным доверия (Иерусалим. Талмуд, Кидушин,, IV , 5).
Само деление Израиля на «дома» (роды) предполагает существование подлинных г енеалогий. Такие деления упоминаются в связи с доставкой дров (Иерусалим. Талмуд, Таанит, IV , 5: «дом Арака, Иудино колено», ср. Эзра, П, 5; Нехемия, 7, 10: «дом Давида, Иудино колено»; ср. Эзра, 8; иногда встречаются также «люди неизвестного происхождения»). Упоминается также о родословном дереве Гилеля (Иерусалим. Талмуд, Таанит, IV , 68а). Бен-Азай равным образом говорит о מגילת יוחסין («родословная запись»; Вавилон. Талмуд, Евамот, 49б).
Предполагают, что в царствование Ирода были уничтожены хранившиеся в Храме родословные записи. Гибель г енеалогий оплакивалась, как бедствие; Талмуд в особенности подчеркивает то, что с их гибелью сделалось затруднительным понимание книги Хроник (Вавилон. Талмуд, Псахим, 62б).
Агада говорит, что существовашим комментарием к книге 1 Хрон., 8, 37-9,44, можно было нагрузить 400 верблюдов ( ib ., 62б).
Было постановление, требующее осторожности в преподавании генеалогии и ограничивающее часы этого преподавания. Есть известное изречение, гласящее, что «мамзер» (незаконнорожденный), сведущий в законе, выше, чем первосвященник — невежда («коэн гадоль ам га-арец»). И в действительности, священническое настойчивое требование чистоты происхождения находило себе полный противовес в требовании знания Торы, которое, благодаря мудрецам, противостоящим саддукейству (представителям высокого происхождения), успело создать новую аристократию, аристократию духа, вместо старой (саддукейской) аристократии крови. В некоторых рассказах сохранились воспоминания о борьбе за признание того или другого признака превосходства; в этой борьбе участвовали как ученый, так и неученый, по крайней мере в первые века после разрушения Храма (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 70а, 71аб).
Согласно Мидрашу Бамидбар Раба, XIII , колена Реувена, Шимена и Леви сохранили во время пребывания евреев в Египте свой «ихус» (генеалогию) для того, чтобы быть в состоянии доказать чистоту и законность своего происхождения. Евреи, как и другие народы, придавали большое значение «ихусу» (Вавилон. Талмуд, Евамот, 62а; Иерусалим. Талмуд, Евамот, П, 4а). Браки признавались недействительными, если открывался какой-нибудь обман относительно «ихуса», хотя бы действительное положение было выше того, которое предполагалось (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 49а).
Отвращение к ссорам и, вследствие этого, готовность смолчать и не отвечать на брань, дает право предположить благородное происхождение человека (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 71б). В Берешит Раба, LXXXII говорится о שלשלת יוחסין («цепь генеалогии», то есть родословное дерево), и понятие יוחסין перешло в еврейскую литературу для обозначения исторических летописей.
Как это не удивительно, несмотря на страшные беды, обрушившиеся на еврейский народ, многие семьи сохранили свои родословные. В частности, есть довольно большое количество семей, у которых есть генеалогические списки (мегилот юхасим), которые уходят в историю до царя Давида или до Аарона.
Как известно, существует очень обширная литература на тему еврейской генеалогии, а также огромные порталы и сайты в Интернете, посвященные этой теме.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»