«Люди занимаются спасением чужих душ и набиванием собственных карманов, вместо того чтобы спасать собственные души и материально помогать нуждающимся», — говорил реб Исраэль Салантер.
Несколько лет назад молодой и неженатый Алекс отправился из Нью-Йорка в Москву с благородной миссией поднять духовный уровень российского еврейства. К сожалению, теперь остается лишь молиться о повышении духовного уровня самого Алекса…
Я нисколько не преуменьшаю важности просветительской деятельности. По сей день я благодарен преподавателям Торы, которые самоотверженно приезжали в СССР из США и Израиля. Однако важно помнить, что, спасая чужие души, следует не забывать и о своей собственной…
«И вышел Яаков из Беер-Шевы» (Берешит 28:10). Почему Яаков покинул Святую Землю? Он бежал от гнева Эйсава. Впрочем, мудрецов интересовала не сюжетная, а духовная причина изгнания. За какой грех Яаков был изгнан из Израиля?
За непреднамеренное убийство! — отвечает Мидраш. Человек, совершивший непреднамеренное убийство, должен был уйти в изгнание, спасаясь от мстителей в городе-убежище. Если Яаков уходит в изгнание, значит, он кого-то убил! Но ведь он никого не убивал. Мудрецы имеют в виду духовное убийство. Ицхак хотел благословить упавшего на самое дно Эйсава для того, чтобы помочь ему подняться. Отобрав у брата благословения первородства, Яаков отнял у него последний шанс к раскаянию.
Но в этом не было вины Яакова, мать Ривка приказала ему получить благословения отца. Так за какой же грех Яаков был изгнан из Израиля?
За то, что праведник Яаков учил Тору в своем шатре и не вышел к негодяю Эйсаву! — объясняет рав Гедалия Шор. То, что Яаков не помог Эйсаву, мудрецы приравняли к непреднамеренному убийству, которое было наказано изгнанием из Израиля!
События в жизни наших отцов являются пророческим символом в судьбе их потомков. Подобно Яакову, евреи были изгнаны из Израиля, спасаясь от преследований римлян, духовных наследников Эйсава.
За что были наказаны евреи? — спрашивали ангелы Небесный суд, рассказывает Талмуд. — Понятно, что негодяи наказаны за свои грехи. Но за какой грех наказаны праведники?
За то, что не упрекали негодяев! — отвечают Небеса…
Да, важно помогать негодяям, но Яаков не вышел из своего шатра к Эйсаву для того, чтобы научить нас: спасая чужие души, следует беречь и свои собственные! — объясняет рав Шор. Яаков понимал, что его поступки станут пророческим символом судьбы его потомков, и предпочел уйти в изгнание. Он считал, что его потомки выживут в изгнании, но погибнут, если пойдут спасать Эйсава и подвергнутся его влиянию. Из двух зол выбирают меньшее.
Эта история учит нас тонкому искусству жизни: как важно нам научиться любить людей, проявлять заботу об их душах, сохраняя при этом свои собственные!
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»