Темы: Толдот Йешурун, Ешива, Рут Сомински, Где учить Тору, Тель-Авив, Община
Город Бней-Брак по праву можно назвать «религиозной столицей Израиля». Но если вы предполагаете, что если это место и так настолько религиозное, то отделению «Толдот Йешурун» здесь нечего делать, то вы ошибаетесь. Именно здесь с благословения величайшего авторитета Торы, рава Аарона-Йеуды-Лейба Штеймана, ровно год назад открылся новый колель этой всеизраильской организации. Ведь, во-первых, и в самом Бней-Браке есть немало русскоязычных жителей, которым недостает уроков Торы на их уровне. (Хотя, надо отдать должное, такие уроки все же существуют. В частности, по воскресеньям и вторникам есть прекрасные уроки на базе йешивы «Нетивот Олам»). Кое-кто из них при этом все-таки безукоризненно соблюдает все заповеди Торы, а кто-то — все еще имеет о них довольно расплывчатое представление.
Кроме того, существуют люди, считающие себя чуть ли не ультро-ортодоксами, тогда как на деле им не хватает самых элементарных знаний о еврействе. Приведем конкретный случай: один из местных учеников отлично знал о том, что в шабат нельзя зажигать свет, но даже не подозревал, что и гасить свет в шабат является нарушением еврейского закона. Таким людям, как признаются они сами, занятия в «Толдот Йешурун» идеально подходят для их духовного роста.
Географическое расположение Бней-Брака в центре Большого Тель-Авива, позволяет учиться здесь всем желающим со всего Гуш-Дана. И действительно, в филиал «Толдот Йешурун» в Бней-Браке съежаются люди и из Тель-Авива, и из Петах-Тиквы и даже из расположенного в Самарии города Ариеля.
Овадья Тухнир
У истоков деятельности местного колеля «Толдот Йешурун» стояло всего четыре пары во главе с местным лидером, Овадьей Тухниром. Сегодня их число возрасло почти в три раза. Здесь есть и учащаяся молодежь, и работающая публика, и пенсионеры. Сюда приходят и современные программисты, и бывший директор музыкальной школы. Людей, полностью оторванных от еврейских традиций, здесь вряд ли встретишь. Но зато здесь есть те, кто сами, без посторонней помощи никогда бы не смогли качественно учиться.
Асаф-Симха Фридман
Занятия тут проводятся три раза в неделю. В начале — это полуторачасовые занятия в парах-хаврутах, типичные для всех отделений «Толдот Йешурун». А затем большинство учеников (а также и «учителей») остаются прослушать уроки наших видных лекторов. По воскресеньям это — глубокий и серьезный урок израильтянина Асафа-Симхи Фридмана. Признаться честно, этот урок несколько сложноват для новичков. (Исключение состовляют программисты, чья профессиональная логика позволяет им свободно погружаться в дебри Талмуда.) Но, как подметил Овадья, когда ты бежишь вслед за тронувшимся в путь поездом, у тебя есть шанс догнать его, а если ты пытаешься от поезда убежать, ты, увы, рискуешь быть задавленным. Так, еврей по своей сути и по своему призванию всегда движется вперед. И урок рава Фридман очень помогает в этом направлении.
По вторникам эстафету принимает раввин Симха Акерман, много лет возглавающий русскоязычное отделение вышеупомянутой йешивы «Нетивот олам». А здесь он преподает законы субботы и праздников на русском языке. И, наконец, по четвергам здесь можно послушать лекции по недельной главе Торы раввина Разиэля Минке, человека воистину удивительного.
Рав Разиель Минке Кореной израильтянин, гурский хасид, быший руководитель гурской йешивы, член раввинского суда города Бней-Брак и журналист, рав Минке вместе с его верной спутницей жизни не первый год вкладывают всю душу в облегчение духовной абсорбции репатриантов из бывшего Советского Союза. Практически на каждый праздник помимо многочисленных домочадцев за столом у рава Минке можно встретить русскоязычных гостей, чувствующих себя здесь как дома.
Пожалуй, единственным недостатком местного филиала «Толдот Йешурун» в Бней-Браке является некая несплоченность коллектива. И тут как раз кстати пришлась инициатива местного активиста, Моше Варшавского. Каждому из присутствующих было предложено по очереди подготовить пятиминутный урок, с которым ему бы предстояло выступить перед своими соучениками. Так у каждого в этом тесном кругу появится возможность выразить себя и высказать то, что близко его душе. И, конечно же, большие надежды в этом плане возлагаются и на ближайшую совместную поездку на всеизраильскую встречу «Толдот Йешурун», дающую представителям каждого отделения почувствовать себя крепкой ветвью единой, дружной общины!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.