Из цикла «Врата востока», темы: Ибн Эзра, Врата востока, Хукат, Антисемитизм, Миква, Рамбам, Муж и Жена, Исраэль Спектор
“…на чистое место, дабы было это у общины сынов Израиля в хранении для воды очистительной; это очищение от греха” (19:9)
Раби Ицхак Абухацира (Баба Хаки) боролся за сохранение чистоты еврейской семьи. Однажды стало ему известно, что в одном из поселений Галилеи руководитель местного совета решил, что миква будет открыта лишь раз в неделю, в пятницу. Все просьбы и жалобы жителей поселения на тяготы и неудобства, связанные с закрытием миквы, остались без ответа. Одна из жительниц написала письмо Бабе Хаки. Рав, получив письмо, оставил все свои дела и тут же поехал в Галилею. Прибыв на место, он собрал членов местного и религиозного советов и потребовал от них объяснений. Ему ответили, что нет денег для содержания миквы: отопление испорчено, не хватает воды. Рав молчал, и все решили, что убедили его.
И вдруг рав закричал в полный голос: “Знайте, что все отговорки не спасут вас в день суда! Чистота дочерей Израиля выше любого бюджета и расхода! Я требую сейчас же выделить необходимую сумму и привести рабочих для починки всего, то требуется — и тут же — пока я здесь! И того, кто задержит исполнение, ожидает Б-жественное наказание!
И проблемы бюджета разрешились: привели рабочих, и миква открылась…
“Вот закон: если человек умрёт в шатре” (19:14)
“Слова Торы осуществляются только в том, кто умерщвляет себя над нею, а бедный считается как мёртвый” (Брахот 63б)
Рабейну Авраам ибн Эзра писал в своём знаменитом стихотворении: “Если бы я продавал свечи, солнце не зашло бы до моей смерти; если бы продавал саваны, люди прекратили бы умирать”. Скитаясь, прибыл р. Авраам в Египет и хотел встретиться с Рамбамом. Но каждый раз, приходя к Рамбаму домой, не заставал его: “Если я приходил утром, говорили, что уже уехал; если приходил вечером, говорили, что еще не вернулся или уже пошёл спать — не дай Б-г бедному, родившемуся без звезды благоприятствующей”. Посему решил р. Авраам найти Рамбама в больнице, где тот принимал как врач. Притворился р. Авраам больным и стал ждать. Пришёл Рамбам, посмотрел на него и выписал ему лекарство:400 золотых динаров…
* * *
Раби Эзра Атья учился в паре с р. Моше Адасом, сыном руководителя ешивы. Мало было им обычных часов учебы — с раннего утра до позднего вечера, — так они решили добавить еще несколько часов. Как-то раз глава ешивы р. Авраам Хаим Адас появился там ночью и увидел двух учеников, занимающихся в столь позднее время. Рав обратился к р. Эзре и спросил: “Эзра! Ешь ли ты каждый день унцию мяса?” Ответил р. Эзра: «Нет!” — не понимая, куда клонит р. Авраам. «Если бы ты ел мясо каждый день, то мог бы учиться дополнительный час. Но поскольку не делаешь этого, лучше пойди пораньше спать”, — сказал р. Авраам.
Оба ученика закрыли свои книги и пошли спать. Р. Моше из уважения к отцу, а р. Эзра — из уважения к своему учителю р. Аврааму.
“…и оплакивал Аарона тридцать дней весь дом Израиля” (20:29)
Как-то сидел рав Хизкия Акоэн Рабин из Бухары за субботней трапезой. Вдруг посреди трапезы стучатся в дом рава муж с женой, а в руках у мужа кастрюля с хамин — традиционной субботней едой. Муж, знакомый раву как один из городских мясников, продемонстрировал содержимое кастрюли и сказал: “Уважаемый рав, рассудите нас с женой. Она сожгла хамин, и потому я хочу развестись” (в соответствии со словами Бейт Илель в трактате Гитин 90а).
Но Творец всё делает по-своему: случилось в этот шабат, что хамин рабанит тоже подгорел. Тут же попросил рав жену: “Пойди, пожалуйста, принеси наш хамин, чтобы мясник увидел его и успокоился”.
Сказал рав: “Если так, то я тоже должен развестись? Ты пришёл с обидой на жену ко мне, а я, к кому я пойду пожаловаться на жену?
Знай же, сын мой, не виновата она, что еда подгорела, не от нее это зависит. Просто, вчера было очень жарко. В такие дни огонь разгорается сильнее, и еда может подгореть. Слава Б-гу, здесь, в Бухаре, всё есть, еда в изобилии в каждом доме и, в особенности у тебя, мясника, нет недостатка в мясе и птице — съешь что-нибудь другое. И если один шабат не поешь хамин, мир не перевернется!”
Тут же сказал мясник: “Утешился я, и да простит мне рав и то, что помешал ему посреди трапезы, и то, что увидел я хамин рава”. Пошли они домой и жили потом в мире и согласии.
“И послал Г-сподь на народ ядовитых змей, и жалили они народ, и умерло много народу из Израиля” (21:6)
Пришёл змей, наказанный за злословие, и наказал тех, кто злословил, по принципу “мера за меру” (Раши).
Однажды французский консул в Арам Цове сообщил, что у французского подданного украдена из дома крупная сумма. Когда спросили его полицейские, кого он подозревает, то консул ответил, что подозревает двух евреев, работавших в доме. Арестовали евреев, провели расследование, но не нашли оснований для обвинения. Поэтому полицейские решили освободить евреев и рассмотреть другие версии. Тут вмешался французский консул, утверждавший, что никто, кроме арестованных евреев, не мог украсть деньги. Если они и отрицают это, то только потому, что пытали их недостаточно!
В те дни (около ста лет тому назад) консул был фактическим правителем Сирии, поэтому местные власти боялись его разозлить и посему начали пытать невинных евреев страшными пытками, только бы те признались в том, чего не совершали!
Пробовали смягчить сердце консула — но бесполезно. Пришли и рассказали всё раву Нисиму Арари-Рафумо.
Рав отправился в синагогу, открыл дверь ковчега, где хранилась Тора, — и проклял консула!
В это время консул ехал на лошади по городу. Вдруг лошадь взбрыкнула и, сбросив с себя седока, стала топтать его. С большим трудом успокоили лошадь, но было уже поздно. Консул умер в страшных мучениях. Власти усмотрели в происшедшем руку Всевышнего и освободили заключённых!
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.