— Ехать ли мне в Америку? — два десятилетия назад спросил я рава Ицхака Зильбера (благословенной памяти). Глава иешивы Филадельфии рав Элья Швей предложил мне поехать в Нью-Йорк для преподавания Торы. Это предложение поставило меня перед серьезной дилеммой. Выезжая из России, я уже сделал свой выбор: приехал на Святую Землю и проучился шесть лет в иерусалимской иешиве. Несмотря на то, что ради изучения Торы разрешено выехать за границу (мудрецы приводят еще две причины: голод или поиски невесты), я обратился к раву Ицхаку, которого многие русскоязычные студенты считали не только своим раввином, но и духовным отцом.
— Езжай в Америку! — однозначно заключил рав Ицхак. — Но будь готов к бедности и унижению!..
Я осознал смысл этих слов лишь несколько дней спустя, когда рав Эли Меир Клюгман из Нью-Йорка предупредил меня: Америка опасна тем, что заставляет людей смотреть на мир сквозь призму материализма. Человека там ценят по карману. Например, о богатом могут сказать: «Смотри, идет миллион!»
Даже если разрешается ехать за границу для преподавания Торы, все равно важны не декларируемые причины, а действительные намерения! Человек может объявить, что едет в Америку ради преподавания Торы, а руководствоваться эгоистическими соображениями, стремясь к богатству и славе. По мнению рава Ицхака, в Америку мог ехать лишь тот, кто был готов выполнять свою миссию преподавателя Торы — несмотря на бедность и унижения!..
— Почему меламдим — преподаватели Торы, зарабатывают так мало? — спрашивал основатель хасидизма Баал Шем-тов.
— Чтобы ее преподавали лишь те, кто искренне любят Тору и свой народ…
Однажды реб Хаим из Воложина спросил своего великого учителя Виленского Гаона, может ли он основать первую в мире иешиву. Гаон промолчал. Год спустя реб Хаим вновь обратился к нему с тем же вопросом и вновь не получил ответа. Прошел еще год, и реб Хаим спросил в третий раз. На этот раз Гаон ответил: «Открывай иешиву!»
— Что изменилось? — удивился реб Хаим.
— Вначале ты очень хотел открыть иешиву. Однако, чтобы преуспеть в таком важном деле, требовалось убедиться в чистоте твоих помыслов — что ты действительно хочешь это сделать во имя Торы, а не ради себя. Ты успешно прошел испытание, доказав, что можешь подчинить свою волю воле учителя! И реб Хаим основал Воложинскую иешиву, которая положила начало системе еврейского образования, став «прообразом» современных еврейских школ…
«Иди себе (ради себя) из земли своей, со своей родины, из дома отца своего — в землю, которую Я укажу тебе» (Берешит, 12:1), — с этих слов Всевышнего началось первое испытание Авраама.
Впрочем, в чем, собственно, состояло испытание? — удивляется ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». — Ведь в следующем же предложении Всевышний обещает Аврааму: «Я сделаю тебя великим народом и благословлю тебя, и возвеличу имя твое».
«Иди себе, — тебе на пользу и на благо, — поясняет Раши. — Здесь ты не удостоишься иметь сыновей, а там ты удостоишься потомства, благословения богатства и прославления имени». Но услышав обещание такой награды, кто бы не бросился исполнять волю Всевышнего! Так в чем же испытание Авраама?
Впрочем, испытание осложнялось обещанием награды! Во имя чего поедет Авраам в страну Ханаанскую: ради богатства и славы или во имя исполнения воли Всевышнего? Вместе с Авраамом на дорогу вышел и его племянник Лот, который руководствовался меркантильными соображениями: он хотел стать наследником Авраама. Два человека шли по одному пути, но шли с разными намерениями. И если этот путь привел Авраама в Святую Землю, то Лот пришел в город негодяев и эгоистов — Содом…
Почему Всевышний указал Моисею послать разведчиков, говоря: Пошли себе (от себя) людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую (Бемидбар, 13:2)? — спрашивает ребе из Гур. — Ведь евреи уже окружили Моисея толпой и требовали отправить разведчиков. Всевышний мог просто согласиться с требованием толпы. Почему же Он указал Моисею послать разведчиков «от себя»? Чтобы разведать, как лучше завоевать эту землю. Разведчики Моисея не должны были выражать неверие во Всевышнего и в Его указание войти в Землю Обетованную, — поясняет ребе из Гур.
Всевышний предоставил разведчикам выбор: вы можете стать посланниками восставшей против Б-га толпы, или стать посланниками Моисея, исполняющего волю Всевышнего. Этот же выбор стоит перед каждым из нас: чьи приказы мы исполняем? Чьими посланниками являемся в этом мире? Тогда в Синайской пустыне десять разведчиков стали посланниками толпы и не выдержали испытания. Но Иегошуа бин Нун и Калев бен Йефуне стали посланниками Всевышнего и преуспели.
Посланником Всевышнего становится человек, который подчиняет свои личные интересы и желания воле Всевышнего. И тогда, мера за меру, Всевышний исполняет волю праведника, посылая ему благословение и силы, чтобы он смог с честью преодолеть испытание!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»