Темы: Шабат аГадоль, Пасхальный седер, Фараон, Лев Кацин, Вера, Египетское рабство, Исход из Египта
Постоянно меняться!
«Когда я был молод, то хотел изменить весь мир, — рассказывал легендарный ребе из Коцка. — С годами я думал о том, как изменить свою общину, а к старости уже мечтал о том, чтобы изменить себя!» Не следует думать, что к старости ребе разочаровался в людях или перестал верить в свои силы, и потому отказался от идеи исправления мира. Нет, лишь к старости он осознал, что изменить мир можно, лишь изменив себя!
… Какое качество человека наиболее необходимо для достижения успеха в жизни: гибкость, готовность меняться или постоянство, целеустремленность в достижении целей?
Очевидно, что ни то, ни другое качество само по себе ни хорошо и ни плохо. Все зависит от того, как человек «использует», направляет качества своего характера. Можно служить своей семье или своему народу с постоянством и преданностью, но можно и упрямиться в стремлении к злу. Как важно человеку меняться к лучшему, проявлять гибкость и уступать в споре, но не менее важно не изменять своим принципам, не забывать о поставленных перед собой целях.
«Авраам научил нас искусству начинать, — любил повторять рабби Ицхак Гутнер, глава иешивы “Хаим Берлин” в Бруклине. — Ицхак научил нас искусству продолжать, а Яаков — искусству успешно завершать начатое!»
Авраам был первым евреем (дословно иври — перешедший на другую сторону реки). Он был первым, кто оставил поколение строителей Вавилонской башни и, перейдя через реку, начал новую жизнь. Потомки Авраама хранят в своих душах искру его души, и потому они всегда готовы быть первыми, начинать все сначала, проявлять гибкость и изменять себя.
Испытание Ицхака заключалось как раз в том, что он был не первым, а вторым. Ицхак должен был найти вдохновение в своей жизненной миссии — продолжить путь своего отца. Любящая мать, которая годами заботится о своих детях, находит вдохновение в ежедневном исполнении своего материнского долга. Так же, как постоянно исполняют свой долг любящие дети, преданные супруги, верные своему делу врачи, учителя…
Лишь Яакову удалось достичь гармонии. Ему приходилось постоянно преодолевать жизненные испытания, оставаясь верным истине в сердце своем. Судьба Яакова удивительным образом синтезирует качества изменчивости Авраама и постоянства Ицхака и учит нас великому искусству жизни — умению постоянно меняться к лучшему! Даже самая преуспевающая компания может обанкротиться, если перестает постоянно совершенствоваться. Это же верно в контексте судьбы одного человека или истории целого народа.
«Ма Ништана…» — «Чем отличается эта ночь от всех других ночей?» — спрашивает сын отца в ночь пасхального седера. Слово «седер» обычно переводится как порядок и означает «особый порядок» проведения вечерней трапезы праздника Песах, отличный от ежедневной рутины. Эта ночь действительно отличается от всех других ночей, а седер учит нас умению изменяться, которое должно стать частью нашей природы, нашего порядка — седера.
«Почему пасхальная ночь, символизирующая чудеса Исхода, называется седером — порядком? Ведь чудеса — это выход за рамки обычного порядка законов природы? — удивляется ребе из Гур в своей книге “Сфат Эмет”. — Для того чтобы научить нас, что чудо — в порядке вещей!»
Ход истории
«Если бы Всевышний не вывел наших отцов из Египта, то и мы, и дети наши, и дети наших детей оставались бы рабами Фараона в Египте», — читаем мы в пасхальной Агаде.
Но ведь Древнего Египта и Фараона уже давным-давно нет! Мудрецы, формулировавшие слова пасхальной Агады, могли бы написать, что, не будь Исхода, наши отцы и их потомки так и оставались бы в рабстве у новых хозяев или же, говоря символически, «в рабстве у своих собственных слабостей». Но почему мудрецы подчеркивали, что мы и наши дети были бы рабами у Фараона в Египте, ведь уже в их времена, два тысячелетия назад, ни фараонов, ни Древнего Египта не было?
Глава Воложинской иешивы рабби Нафтали Цви Йехуда Берлин (1817—1893 гг.) дает ошеломляющий ответ. Любой тиран, диктатор, рабовладелец заинтересован в сохранении существующего порядка вещей. Он не желает никаких изменений, потому что заинтересован в эксплуатации своих рабов. Именно потому Фараон упрямо отказывался отпустить евреев из Египта. На заре истории человечества Египет был той империей зла, которая, казалось, будет вечно угнетать своих рабов. Встав на борьбу за свое освобождение, евреи боролись за свободу людей во всех поколениях. Сокрушив Египет, евреям удалось впервые преодолеть инерцию власти, сломить упрямство Фараона. Исход евреев из Египта вдохновил человечество на борьбу с угнетателями, приведя таким образом в движение ход истории.
«Если бы наши отцы не вышли из Египта, то и мы, и наши дети, и дети наших детей остались бы рабами Фараона в Египте», потому что в этом случае ничего бы не изменилось, мы так и оставались бы рабами Фараона в том самом Египте. Однако благодаря Исходу евреев из Египта начался ход истории, движущейся к торжеству справедливости: империи зла рушились во всех поколениях. На протяжении истории евреи бесстрашно восставали против сильных мира сего, поднимаясь на защиту прав притесненных. Но откуда впервые черпали силы евреи, чтобы восстать против всемогущего Фараона, надеясь изменить кажущийся незыблемым порядок несправедливого общества?
Ждать света!
«Скоро отец вернется домой и принесет хлеба», — говорила мама своим голодным детям во время осады Иерусалима арабами в 1948 году. — Когда голод усиливался, мы спрашивали маму: «Что принесет папа, когда вернется домой?» — вспоминал один из этих детей в беседе с равом Моше Вольфсоном, упомянувшим эту историю в книге «Эмунат Итеха».
Мать не могла накормить детей, но поддерживала в них надежду, что голод не бесконечен, и все изменится к лучшему. Поэтому в самые трудные моменты дети подходили к маме, но не за хлебом, а за поддержкой своего духа и веры.
Самой сутью еврея является это удивительное качество: несмотря ни на что, хранить веру. История нашего народа началась с того, что Всевышний обратился к еврейским рабам во тьме египетского рабства и дал им первую заповедь — ждать света! Евреям следовало ожидать света Луны, который должен был возвестить о новом месяце весны, Нисане.
Десятое Нисана в том году выпадало на субботу, которая получила название «Шаббат Хагодаль» — Великая Суббота. В тот день евреи принесли пасхальную жертву — ягненка и его кровью пометили двери еврейских домов. Тогда казнь первенцев миновала (пасах — дословно перепрыгнула) еврейские дома, отсюда и название праздника Песах. После этого евреям следовало ожидать Исхода из египетского рабства пятнадцатого Нисана. Однако физический Исход стал возможен благодаря тому, что еще во тьме рабства евреи обрели веру в свет свободы, надежду на то, что бесконечные страдания закончатся. Главное было поверить, что все может измениться к лучшему, и увидеть «свет в конце туннеля». А свет этот из будущего проникает в настоящее и влияет на сегодняшний день.
Почему день перед праздником называется «вечером праздника» — Эрев Йом Тов, а пятничный день называется вечером субботы — Эрев Шабат? Потому что ожидание и предвкушение субботы и праздника освящает будничный день! Почему евреям удалось сокрушить империю зла? Потому что они нашли в себе силы поверить, что изменение незыблемого общественного порядка возможно, и стали ожидать Исхода!
«Каждый человек в каждом поколении должен ощутить, что это он выходит из египетского рабства!» — утверждает пасхальная Агада. Египта давно уже нет. Однако упрямый фараон сидит глубоко в каждом из нас, противясь нашим попыткам изменить себя к лучшему. Это внутреннее упрямство мешает нам во взаимоотношениях с родными и близкими, разрушает наши семьи и общины. Всем нам так хочется исправить мир, изменив его к лучшему. Нам следует помнить, что мы можем изменить мир, лишь изменяя себя, с верой, что это изменение возможно!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»