Из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе», темы: Недельная глава, Галут, Бехукотай, Разрушение Храма, Геула, Рим, Хаим Суницкий
Вопрос:
В этой главе мы узнаем о наказаниях и о предсказанном изгнании нашей нации. Когда и как точно эти предсказания осуществлялись, и какие события привели к их исполнению?
Ответ:
В нашем комментарии к главе Лех Леха мы начали обсуждать два изгнания нашей нации, предсказанной двумя упреками: в этой главе и в главе Ки Таво. Мы теперь обсудим эту тему в больших деталях. Как мы упоминали, наши мудрецы[1] учат нас, что изгнание в Вавилон и спасение из него были предсказаны в этой главе, в то время как Римское изгнание предсказано в главе второго упрека[2].
Рамбан (26:16) обсуждает конкретные пророчества, выполненные в течение этих двух изгнаний. Особенности двух изгнаний отличны во многих аспектах. Грехи поколений, которые привели к этим двум наказаниям, также отличны[3]. Главной причиной первого изгнания было идолопоклонство[4]. Действительно наша глава описывает это нарушение множество раз. Здесь же предсказываются и разрушения Святого Храма и (лехавдил) наших различных идолопоклоннических алтарей и языческих храмов.
Изгнание, описанное здесь — полное изгнание со Святой Земли, оставшейся пустынной в течение стольких лет, сколько мы не давали ей отдыхать в годы шмиты и йовеля[5]. Предсказанное освобождение из этого изгнания — не полное. Тора не говорит, что Всевышний простит все наши грехи или соберет нашу всю нацию назад, но только упоминает, что мы признаем наши грехи, и Он вспомнит о союзе, которое Он заключил с нашими предками[6].
С другой стороны относительно поколения второго изгнания не упомянут никакой определенный грех. В частности, идолопоклонство полностью отсутствует во всем упреке главы Ки Таво. Действительно еврейский народ в те времена не был виновен в идолопоклонстве[7]. Само разрушение Второго Храма также не упомянуто открыто. Причина в том, что во Втором Храме на самом деле не было высокого уровня открытия Б-жественного Присутствия. Весь период времени Второго Храма, до известной степени считался продолжением изгнания[8].
Люди, которые завоевали наш народ в течение периода Второго Храма, описаны в главе Ки Таво, как беспощадная нация, которая придет издалека, чей язык мы не будем знать. Это вполне относилось к Римлянам, т.к. Италия находится далеко от Святой Земли, и еврейский народ не знал латынь (в то время как они были знакомы с арамейским языком вавилонян). Нация второго изгнания сравнивается с орлом (Деварим 28:49), и действительно орел был символом римских армий.
Изгнание, описанное в главе Ки Таво, не затрагивает всю нацию одновременно, а скорее это медленный процесс «иностранца среди нас поднимающегося все выше и выше, в то время как мы падаем все ниже и ниже» (Деварим 28:43). Именно так и произошло, когда Ирод был назначен Римлянами царем нашей нации. Будучи Эдумеем, он и большинство его потомков практиковали политику высасывания крови нашего народа и использования денег, для строительства греческих городов. Глава предсказывает постепенный процесс, когда у нас отнимают все имущество, и даже наших детей. В конце предсказано, что евреи будут увезены в Египет судами и проданы в рабство, но не будет покупателей[9]. Именно так и случилось, когда Тит заполнил целые суда евреями, и рыночная цена на еврея в Египте упала ниже цены пищи для лошади.
Второе изгнание не предсказано на определенный срок. Избавление из него прибудет после длительного периода времени[10], после того, как мы рассеемся с одного конца мира к другому (Деварим 28:64; 30:4). Мы будем спасены только после полного раскаяния, но на сей раз восстановление будет полным и заключительным. Всевышний полностью возобновит Свой союз с нами, и Его Присутствие будет среди нас. Как мы знаем, процесс движения Тешувы уже начался. Каждый день все больше евреев становится соблюдающими, и мы ждем каждый день обещанного избавления!
[1] Зохар Хадаш, начало главы Ки Таво; ГР"А к Тикуней Зохар Хадаш 84в; Рамбан, Вайикра 26:16.
[2] Заметим, однако, что пророчество может быть выполнено различными способами (см. наши слова к главе Лех Леха и Ваехи). Только после того, как пророчество осуществляется, мы можем полностью понять, что именно было предсказано. Это объясняет, почему некоторые из предсказаний пророка Йермияху (в пятой главе) используют слова из Ки Таво по отношению к вавилонскому изгнанию, которое он предсказывал. Действительно, если бы мы заслужили, некоторые из «плохих» пророчеств в Ки Таво, были бы аннулированы и было бы только одно изгнание, а Второй Храм стоял бы вечно (см. Рамхаль во введении в Мишканей Эльйон и наши слова к глава Микец).
[3] См. наши слова к главе Шмини.
[4] Очевидно число людей, которые поклонялись идолам, было относительно маленьким. «Дорот Аришоним» доказывает это из факта, что даже в течение худших периодов Северного Королевства, после династии Ахава, все поклонники Ваала, поместились в одном храме, и Королю Йеху было достаточно восьмидесяти мужчин, чтобы перебить их (см. Мелахим 2:10:24). Однако, наша нация несет коллективную ответственность, и мы были все наказаны за то, что не остановили идолопоклонство и другие нарушения. Здесь я хотел бы упомянуть, что вообще, читая книги пророков нетрудно войти в заблуждение из-за их использования сильного языка критики, и подумать, что ранние поколения были хуже нас. В действительности, они были намного лучше (см. Талмуд, Йома 9б). Мы можем иллюстрировать это следующей притчей. Вообразите Раввина, который ответил на свой сотовый телефон в синагоге в начале молитвы. Он может иметь множество оправданий: он лично еще не начал молиться, это было только в начале, когда Хазан только начал Корбанот, он думал, что звонок мог быть срочным и т.д. Однако, люди смотрят на его поведение и учатся от него, говоря: «Я видел, как Раввин говорил по телефону во время молитвы!» Если бы мы жили в период пророков, то этого Раввина считали бы как «осквернившего Имя Творца» и было бы предсказано множество страданий за его грех. (См. Талмуд, Шаббат 56 для подобных примеров в случае детей Эли, детей Шмуэля, Царя Довида и Царя Шломо. Все эти люди строго критиковались пророками, но когда Талмуд объясняет, в чем действительно состояли их грехи, становится ясным, что они были весьма небольшими.) Вообще, для тех, кто изучают книги пророков, мы рекомендуем использовать комментарий Даат Софрим (см. также Тешувот Веханхагот 2:457 и Вайоэль Моше 1:131).
[5] Всего было семьдесят таких лет, и действительно изгнание было в последствие предсказано, на этот срок (Йермияху 25:11, 29:10).
[6] См. также наши слова к главе Шмини.
[7] Желание идолопоклонства было остановлено в начале периода Второго Храма, и вместе с этим исчезло и пророчество (см. Талмуд, Йома 69б). Это — общее правило: когда нет большой духовности, которая может быть достигнута кошерным путем, нет большого ецер ара, чтобы достигать духовность нечистыми методами.
[8] Талмуд, Йома 21б, см. также Малбим к Даниэлю 9:24.
[9] Один этот стих имеет три предсказания, выполненные точно. Первое: мы были взяты в Египет, второе: мы были бы привезены туда судами, третье: нас продавали по чрезвычайно дешевым ценам, но не было покупателей. Это предсказание действительно удивительно т.к., оно было записано почти за две тысячи лет, до его выполнения. К тому времени даже большинство древних наций, окружавших Землю Израиля, уже не существовали. Но Египет все еще существовал, и там все еще был рынок рабов.
[10] См. ГР"А к Зоар в Яхель Ор, 2:115а и наши слова к главе Лех Леха.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»