Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава рассказывает о союзе, который Всевышний заключил с первым евреем – Авраамом-авину. Всевышний обещал сделать его родоначальником великого народа и навеки отдать ему и его потомству всю землю Кнаан. Знаком завета (союза) на теле каждого еврея, говорит Всевышний, будет обрезание. Глава сообщает, что обрезание потомкам Авраама следует делать на восьмой день от рождения. Получив эту заповедь, Авраам немедленно ее выполняет, сделав обрезание и всем своим домочадцам, включая тринадцатилетнего Ишмаэля, сына Авраама и Агари, от которого ведут свой род арабы.

Впервые еврейский народ вступил в страну, обещанную ему Б-гом, около 3300 лет назад. Спустя 850 лет завоеватели-вавилоняне изгнали евреев из страны. Через 70 лет евреи вернулись на родину, а 420 лет спустя вторжение в страну римлян закончилось для евреев новым изгнанием. Это последнее – римское изгнание – не завершилось еще и сегодня. Так что же происходит с обещанием Всевышнего и правом еврейского народа на Эрец-Исраэль? В древней кабалистической книге «Зоар» содержится предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев.

В награду за то, что они исполняют заповедь об обрезании, Всевышний передал Эрец-Исраэль в руки потомкам Ишмаэля – на то время, пока страна будет пустовать. Эта награда останется в силе, пока не исчерпается милость Б-га, дарованная ишмаэлитам за соблюдение заповеди об обрезании, и они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Анализируя этот вопрос, книга описывает реально происходивший некогда разговор двух мудрецов: раби Иоси и раби Хии – на тему о взаимоотношениях между ишмаэлитами и сынами Израиля. В этом разговоре раби Хия предсказывает и противостояние арабов евреям, и кровопролитные войны между ишмаэлитами и европейцами за право владеть страной. В середине двадцатого века произошло уникальное с политической точки зрения событие: на территории Эрец-Исраэль решением ООН было восстановлено еврейское государство. Шестьдесят с лишним лет прошло после этого события. Без малого две тысячи лет минуло с момента беседы двух мудрецов. Но жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Все попытки найти какое-то решение политическим проблемам государства до сих пор остаются бесплодными.

Мой отец и учитель рав И. Зильбер, благословенна память праведника, в своей книге «Беседы о Торе» замечает: «…многие политики, экономисты и социологи прошлого (девятнадцатого. – Б.З.) века… считали, что главное – получить согласие европейских народов на заселение Палестины евреями… а уж с арабами проблем не будет: они близки евреям по религии и происхождению, евреи принесут им все достижения цивилизации, все блага процветающей экономики – очевидно, что у евреев с арабами должны сложиться наилучшие отношения. Но эти прогнозы не оправдались. События развивались именно так, как сказано было… в книге «Зоар».

Еще двадцать лет тому назад каждый из политических лагерей Израиля утверждал, что стоит ему прийти к власти, как все проблемы, связанные с потомством Ишмаэля, разрешатся. В действительности все оказалось сложнее: плодящиеся как грибы после дождя террористические организации и высокая по сравнению с еврейским нерелигиозным сектором рождаемость у арабов не способствовали решению конфликта. Внутренняя политика Израиля сегодня скорее представляет собой беспомощные метания, чем продуманные действия, оправданные хоть какой-то благоприятной перспективой. Здравый взгляд на происходящее приводит к однозначному выводу: в плоскости естественных явлений этот конфликт не решается.

Ишмаэлиты находятся в затяжном конфликте с евреями не случайно. И не по чисто «практическим» причинам. Как и все, что происходит в мире. У противостояния евреев и арабов много аспектов. Но если коротко – суть его в том, что это противостояние духовное. Право на Эрец-Исраэль, как и все на свете, определяется духовными заслугами. Оно опирается именно на духовные заслуги, а не на силу, т.е. не на военное, политическое, культурное или экономическое превосходство евреев или арабов.

Человек, столкнувшийся с проблемой, естественно, предпринимает и обязан предпринимать какие-то усилия для ее решения, искать выход, т.е. действовать естественными путями. Это необходимо. Но в конечном счете не самолеты, танки или ракеты положат конец противостоянию. Наши позиции на Святой Земле укрепятся, когда все мы научимся делать то, чего Всевышний хочет от нас.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»