Темы: Раскаяние, Рош Ашана, Грех, Рав Бенцион Зильбер, Бааль Тшува, Самосовершенствование
Недельная глава нынешней недели — «Ницавим» (книга «Дварим»).
На следующей неделе мы празднуем Рош-а-Шана, начало года по еврейскому календарю. В этом году дни Рош-а-Шана — 1 и 2 тишри — приходятся на вторник, 30 сентября, и на среду, 1 октября по григорианскому календарю.
Вечером в понедельник, накануне Рош-а-Шана, зажигают свечи в честь праздника. После вечерней молитвы поздравляют друг друга с Новым годом традиционным пожеланием: «Да будет Вам записан, а запись скреплена печатью, счастливый год» («Ле-шана това тихатев ве-тихатем»).
1 и 2 тишри читаются особые молитвы на Рош-а-Шана по молитвеннику, который называется махзор. В оба дня праздника заповедано слушать трубление в шофар.
УМЕТЬ ДУМАТЬ О СЕБЕ
Всевышний творил мир шесть дней: землю и небесный свод, моря и небесные светила, животных и растения. В шестой день творения Всевышний создал человека. В годовщину, так сказать, этого дня мы празднуем Рош-а-Шана. С появлением человека творение мира было завершено и для сотворенного мира начался календарный отсчет времени. Еврейский Новый год празднуется два дня — 1 и 2 тишри.
Пройдя годовой цикл, мир обновляется. Происходит это ежегодно в дни Рош-а-Шана. Оба эти дня называются Днем суда, потому что все обитатели вселенной в этот праздник предстают перед Всевышним, который принимает решение о том, что произойдет с ними в следующем году.
Что касается человека, то Всевышний, прежде чем вынести решение, рассматривает его поступки. И не только поступки, но и отношение человека к ним, его оценку самого себя. Приговор Высшего суда зависит и от действий человека, и от его самооценки и стремления стать лучше. В течение десяти дней от Рош-а-Шана и до Йом-Кипур включительно Всевышний взвешивает, каково духовное состояние каждого человека.
Поэтому в течение этих десяти дней, более того — за месяц до их наступления, еще в элуле, человек переживает еще раз свое прошлое и принимает решение о своем будущем поведении. Это обдумывание и решение называются на иврите «тшува», буквально — «возвращение». Тшува подразумевает возврат к началу, к абсолютной чистоте души, которую Б-г дает человеку изначально и с которой он приходит в мир. По-русски слово «тшува» обычно переводят как «раскаяние», а эти десять дней называют Днями раскаяния.
Мудрецы говорят, что основа тшувы — объективный взгляд на себя. Человек, говорят мудрецы, должен знать свои недостатки (знать, над чем он будет работать) и свои достоинства (то, чем он будет работать, свой рабочий инструмент). Изменить привычки, взгляд на вещи, даже в какой-то узкой области, очень нелегко. Но здесь существует известная закономерность: когда человек делает что-то хорошее, Б-г ему помогает, дает ему необходимые для этого силы.
Изменения в поведении, решение о которых человек принимает в эти дни, не всегда и не обязательно должны быть глобальными. Они могут касаться чего-то одного, даже не слишком крупного, но такого, что человеку будет действительно по плечу и что он полон решимости сделать. А маленькое изменение, которое человек производит в себе, как известно, помогает ему сдвинуть с места что-то большое.
Существование такого явления, как тшува, — это проявление милости (хеседа) Всевышнего к человеку. Сказано в Талмуде, что тшува — одна из семи вещей, созданных Всевышним еще до сотворения мира. Всевышний даровал нам способность понять и оценить себя и раскаяться в неправильных действиях, а хесед тшувы заключается в том, что Всевышний принимает наше раскаяние, т.е. дает нам возможность исправить на духовном уровне то, что в физическом мире изменено быть не может.
В нашей материальной жизни аннулировать последствия своих действий мы не можем. Если человек разбил старинную драгоценную вазу, то как он ни раскаивайся, целой она не станет. Если человек нарушил субботу, выехав в поле на тракторе, то, как бы он потом ни сожалел об этом, он не может стереть отпечаток своих действий в реальном физическом мире.
Что же происходит, когда Всевышний принимает нашу тшуву? При том, что мы сами аннулировать последствия своих действий в материальном мире не можем, Всевышний «засчитывает» наше раскаяние как аннулирование действия. Это значит, что Он аннулирует наше дурное прошлое, превращает раскаявшегося человека в новое существо, у которого этого дурного прошлого нет. Оно стерто, наша ответственность за него (если мы раскаялись) снята с нас.
Наши дурные и наши хорошие поступки, сказано в «Нефеш а-хаим», уменьшают или увеличивают количество духовного света, которое проливается в наш мир из высших миров. И если невозможно стереть тяжелое событие, которое омрачило наш мир по чьей-то вине, то виновник, раскаявшись, может как бы изъять из мира дурное желание, побудившее его к такому поступку, а это равносильно исправлению действия, объясняет «Месилат йешарим». Раскаянием мы снимаем влияние наших дурных поступков в духовных мирах.
Как известно, предписанные нам Торой законы поведения делятся на две категории: обязанности по отношению к Б-гу и обязанности по отношению к человеку. Наше раскаяние, связанное с первой категорией заповедей, Всевышний принимает у нас напрямую. Он Сам прощает нам вину. Вину за нарушение обязанностей человека по отношению к человеку Всевышний снимает с нас только в том случае, если прежде нас простил человек, перед которым мы виноваты.
Иногда, к несчастью, человек совершает по отношению к другому поступки, исправить которые очень трудно. Можно, добившись прощения, сделать как бы недействительной нанесенную кому-то обиду. Другое дело, если, например, кто-то из мести или по малодушию оклеветал человека перед властями, что привело к его гибели. Пусть даже виновный глубоко раскаивается, может ли он искупить свою вину перед погибшим?
В ситуациях особенно трудной тшувы, говорится в книгe «Ховoт а-левавот», Всевышний вмешивается и помогает человеку довести тшуву до конца, если он действительно сделал, как говорится, все возможное и невозможное, все, что было в его силах, чтобы искупить свою вину перед другим человеком. Сделал, но не мог достичь цели. Представим себе торговца, который, увы, обманывал покупателей в мере и весе, а потом раскаялся. Как ему добиться прощения у всех этих многочисленных и не знакомых ему людей? Кому вернуть деньги и как? Тшува у него непростая. В его положении ему остается только давать деньги на общественные нужды (строительство мостов, дорог, в старину — колодцев) и надеяться, что, с Б-жьей помощью, его дарами воспользуются и обиженные им люди.
В особом положении находятся люди, начавшие соблюдать заповеди Торы уже взрослыми. У них за плечами жизнь, в которой отсутствовало само представление о заповедях. И если в отношениях с людьми они какой-то этикой руководствовались, то по отношению к Всевышнему не соблюдали никаких запретов и не выполняли никаких предписаний. Этих людей называют баалей-тшува (вернувшимися к вере). Балей-тшува называют и тех, кто, зная о Торе, тем не менее не соблюдал ее заповедей, а потом вдруг принципиально изменил свое поведение.
О таких вот людях говорят, что своими духовными заслугами они превосходят праведников. Как это может быть? И как оцениваются их былые прегрешения?
Тот факт, что бааль-тшува выбрал для себя путь служения Всевышнему (да еще при том, что он отведал от многих соблазнов, — в заслугу бааль-тшува отмечает Рамбам), т.е. раскаялся в своем прошлом, делает его новым человеком. Его прошлое аннулировано. Свыше на него смотрят как на человека заново родившегося. Таково, как мы уже говорили, действие тшувы.
Более того. В связи с заповедями, регулирующими отношения между человеком и Б‑гом, мудрецы говорят: по страданию (усилию) заслуга. Т.е. — чем труднее человеку выполнить заповедь, тем больше его заслуга в выполнении, тем выше ценит Всевышний его дела. А поскольку выполнение заповедей требует от бааль-тшува, безусловно, усилий больших, чем от человека, всю жизнь идущего по пути Торы, то его духовные заслуги ценятся Небесами очень высоко.
Человек сам ответственен за свою тшуву, за свой духовный рост. Он всегда должен обдумывать свои поступки и анализировать свои душевные качества. Но в дни от Рош-а-Шана до Йом-Кипур он должен делать это особенно глубоко и сосредоточенно, потому что в эти дни Б-г дает нам особые силы для духовной работы. Именно в эти дни мы производим в душе «генеральную уборку». Это не значит, что мы занимаемся самобичеванием. Мы радуемся тому, что у нас есть возможность обновиться.
Эту возможность дает нам Всевышний, «знающий скрытое». Рамбам говорит: предположим, человек решил не совершать больше какое-то нехорошее действие. Или совершать какое-то хорошее. Кто знает об этом, кроме него? Тот, Кому открыто скрытое. Не будущее (потому что еще неизвестно, удастся ли человеку выполнить задуманное), а именно скрытое. И Всевышний принимает нашу тшуву не в расчете на будущее, а исходя из нашей сегодняшней решимости. Принимает наше раскаяние, т.е. очищает нас от прежних прегрешений. Это и есть обновление. Без возможности такого обновления мир не мог бы существовать.
Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.