Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто не поднимается — падает! Тот, кто не совершенстсвуется — теряет опору под ногами»Раби Аарон из Карлина
Материалы рассылки за 5768 год.

 

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

В утренней молитве (шахарит) мы обычно, за исключением определенных дней, читаем молитву под названием «Таханун». Название это по значению ближе всего к слову «мольба», просьба пощадить. Читают ее уже в конце шахарит, заключая, таким образом, утреннюю молитву просьбами к Всевышнему о снисхождении, жалости, сострадании, напоминая Ему о нашей беспомощности и зависимости от Него, прося Его милости не ради наших заслуг и даже не ради нашего раскаяния, а во имя Его милосердия, потому что Он, и только Он решает судьбы людей.

У ашкеназских евреев главную часть «Таханун» составляет шестая глава псалмов Давида, без первого стиха, т.е. без заглавия (сефарды и молящиеся по системе Ари читают в «Таханун» главу двадцать пятую). Этот факт много говорит нам о направленности псалма.

В жизни царя Давида было время, когда он долго и тяжело болел. По мнению Мальбима, болезнь Давида, о которой он говорит в главе шестой, связана с историей с Бат-Шевой. Давид изливает Б-гу свои чувства, вызванные физическими страданиями, которые принесла ему болезнь.

Физическим страданиям сопутствовали страдания душевные, потому что, как мы уже не раз говорили, у Давида было много недоброжелателей. Ему не только не сочувствовали — на его счет злорадствовали. Мальбим указывает, что от обид Давид страдал еще сильнее, чем от болезни. Давид обращается и к своим врагам, которые радуются его горестям, и предупреждает их, что им еще придется устыдиться, потому что в конце концов Всевышний его услышит.

Есть мнение, что болезни, о которых говорится в этом псалме, постигли Давида в наказание за ошибочный приказ произвести подсчет его подданных в Эрец-Исраэль (описание этого эпизода мы находим в главе 24 второй книги Шмуэля). Пророк Гад по указанию Всевышнего предложил Давиду выбрать одно из трех наказаний за ошибку: либо семь лет неурожая, либо три месяца сражений, в которых он будет терпеть неудачи, либо трехдневный мор. Раши объясняет, что, выбирая, Давид рассуждал так: если выбрать наказание войной, народ скажет: царю война ничем не угрожает, он укрывается за спиной своих богатырей-воинов. Если выбрать наказание голодом, народ скажет: царю не страшен голод, его закрома ломятся от запасов. Перед мором же, перед болезнью — все равны. И Давид выбрал мор, чтобы не получилось, что он заботится лишь о себе. А когда беда пришла, Давид молился так горячо и упорно, что Всевышний прекратил мор через полдня, т.е. задолго до истечения трех дней, проявив, наряду с качеством суда, Свое безграничное милосердие.

Болезни и испытания случаются в жизни каждого человека, и этот псалом, говорят мудрецы, как и многие свои песнопения, которые представляют собой просьбу и молитву, Давид сочиняет так, чтобы он подходил каждому молящемуся.

Говорят мудрецы, что «в подтексте» глава подразумевает суровые испытания, через которые народ Израиля проходит в каждом поколении, освящая Имя Всевышнего. В испытаниях этих Всевышний сочетает качество милосердия и качество суда.

1 Для дирижера [исполнителей на музыкальном инструменте] нгинот, шминит, песнопение Давида.

2 Г-сподь, не укоряй меня в гневе Своем, не карай меня в Своей ярости.

3 Помилуй меня, Г-сподь, ибо я изнемог, исцели меня, Г-сподь, ибо потрясены кости мои.

4 И душа моя очень испугана. А Ты, Г-сподь, до каких пор?

5 Вернись, Г-сподь, спаси мою душу, избавь меня во имя Твоего милосердия.

6Мертвый не вспомнит Тебя, из могилы — кто может благодарить Тебя?

7 Устал я от своих стонов, пропитываю каждую ночь мое ложе, слезами омываю мою постель.

8 Помутнел от досады мой глаз, ослабело [зрение] из-за всех моих врагов.

9 Уйдите от меня все, кто творит беззаконие, потому что Г‑сподь услышал мой плач.

10 Услышал Г-сподь мою мольбу, Г-сподь примет мою молитву.

11 Устыдятся и сильно перепугаются все мои враги, отступят они, пристыженные, немедля.

Как всегда, комментаторы уделяют много внимания названиям музыкальных инструментов в начале главы и указывают на связь этих названий с темами, которые прямо в псалме не присутствуют.

Название «нгинот» мы уже встречали в четвертой главе, «шминит» же — это восьмиструнная скрипка («шмоне» — «восемь» на иврите). Мудрецы говорят, что это слово связывает псалом с темой брит-милы, выполняемой, как известно, на восьмой день от рождения еврейского мальчика. Именно в связи с этим намеком, говорят мудрецы, Давид объединил в главе и дирижера, и два вида музыкальных инструментов, и пение. Заповедь обрезания — из числа заповедей, которые Израиль принял с радостью и выполняет с радостью (Шабат, 130а). Обилие и разнообразие музыкальных инструментов призвано усилить эту радость.

Между шминит и брит-милой существует еще и та связь, что заповедь обрезания — восьмая заповедь, которую Всевышний дал миру. Всему человечеству (сынам Ноаха) Всевышний дал семь заповедей, затем, при заключении союза между Всевышним и Авраамом и его потомством, Авраам получил восьмую заповедь — заповедь обрезания.

Мы не станем далее рассматривать этот намек на брит-милу и его значение, хотя, по одному из мнений, он присутствует и во втором стихе псалма. Перейдем к прямому содержанию главы.

Во втором стихе Давид просит: « не укоряй меня в гневе Своем, не карай меня в Своей ярости».Мальбим поясняет: различие между «гневом»(«аф» на иврите) и «яростью» («хема») состоит в том, что «аф» — это гнев, получивший внешнее проявление, причем тот, кто гнев проявляет, не всегда испытывает плохие чувства к тому, на кого он обрушивает эти проявления гнева, а «хема» — это ярость, наполняющая душу, но не всегда изливаемая вовне. Другими словами, возможен «аф» без «хема» и «хема» без «аф». Когда же «хема» проявляется внешне, мы говорим, что в ней присутствует и «аф».

Давид сознает и признает, что испытания и наказания, которым Б-г подвергает человека, служат к его благу, но все-таки, просит он, пусть приговор ему будет вынесен не в гневе и не в ярости. Понятно, что укор ( «не укоряй меня») легче кары ( «не карай меня»), но Давид просит, чтобы Всевышний укорял его «по-доброму», без гнева, а если Он все-таки считает нужным его покарать (ясно, что кара — это уже внешнее проявление, «аф»), то пусть хотя бы без «хема» (пусть Всевышний не питает к нему гнева в душе).

Третий стих — это не жалоба, не сетование на суровость кары. Давид просто говорит, что силы его иссякли ( «изнемог») и больше он не выдержит. А что пользы, если он умрет? Ведь «мертвый не вспомнит Тебя, из могилы — кто может благодарить Тебя?» (стих шестой). Другими словами: тот, кто умер, уже не может служить Б‑гу. Продолжение стиха: «исцели меня»,потому что «потрясены кости мои» —можно понять как подтверждение того, что болезнь зашла далеко, «до костей», а можно и так, что «потрясенное», измученное тело утратило чувствительность, уже ничего не воспринимает, и испытания теряют смысл.

Душа же моя, говорит Давид, все осознает, и она «очень испугана»(стих четвертый), потому что понимает, что конец близок. «До каких пор?» — спрашивает Давид, не договаривая вопроса. О чем он спрашивает? До каких пор Б-г будет смотреть на происходящее и ничего не предпринимать, т.е. не «лечить».

Интересно, что начало пятого стиха — «шува» — переводят и как «вернись», и как «отойди». Отойди — от гнева, вернись — ко мне. И в том, и в другом случае это просьба о помиловании. Давид просит пощадить его, даже если он этого не заслуживает, помиловать его не за праведность, а во имя милосердия Всевышнего. Другими словами: Ты, Всевышний, отошел от меня, вернись же теперь, чтобы проявить Свое милосердие.

Еще одно пояснение к стиху шестому, о котором мы говорили в связи со стихом третьим. «Из могилы — кто может благодарить Тебя?» Живой человек может выполнять заповеди и этим благодарить Б-га, после смерти делать это он уже не может. Сказано мудрецами: мертвые не восхваляют Б‑га.

Стих седьмой: «у стал я от своих стонов» — устал так, что не в силах воспеть испытания, хотя надо бы, ибо суд благотворен для человека так же, как милость, Так истолковывает эти слова раби Иосеф Ябец, комментатор «Теилим» и «Пиркей авот» (15 в.). Вторая часть стиха ( «пропитываю каждую ночь мое ложе, слезами омываю мою постель») описывает страдания Давида.

Давид знает, что спасение придет, и тогда «устыдятся»враги и «отступят они, пристыженные»(стих одиннадцатый).

Почему в этом стихе дважды сказано, что врагам будет стыдно? Раши приводит объяснение раби Иоханана. Высший суд приговаривает злодеев к наказанию Геиномом (Адом). Оказавшись в аду, грешники чувствуют себя униженными. А тут еще все их расспрашивают, за что они сюда попали. Обидно. Это — первый «стыд». Грешники протестуют, возмущаются, взывают к справедливости. Тогда Всевышний показывает им перечень их дурных дел. После смерти душа видит все яснее, и злодеи осознают истинный характер своих поступков. И они снова испытывают стыд, еще более острый.

Раби Шмуэль бен Нахмени дает данному повтору такое объяснение. В этом мире в трудную минуту все народы обращаются к своим богам. Не получив помощи от своих бессильных божков, они обращаются к единому Б-гу и получают отказ. Б-г говорит им: если бы вы раньше обратились ко Мне, Я бы помог. Но вы сначала обратились к своим идолам, а потом ко Мне, и потому не заслуживаете Моей помощи. Так что в первый раз эти люди испытывают стыд, когда не получают помощи от идолов, а второй раз — когда в помощи отказывает им Б-г.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?