Темы: Толдот Йешурун, Рав Бенцион Зильбер, Бааль Тшува, Община
Перед Песахом рав Бенцион Зильбер, раввин и духовный руководитель Толдот Йешурун, объездил многие города США и Канады с серией уроков для русскоязычных общин, о чём мы писали ранее.
Сразу после Песаха рав Бенцион был приглашён в самый южный филиал Толдот Йешурун — Димону, город, где, как известно, находится знаменитый израильский ядерный реактор. Конечно, дорога по американским ХАЙ-ВЕЙ намного отличалась от дорог Израиля, но зато пейзаж гор Негева со стадами бедуинских верблюдов и овец был намного романтичнее американских небоскрёбов.
Еврейская жизнь русскоязычного населения Димоны началась с усилиями рабби Леви (израильского авреха, не говорящего по-русски), который около 15 лет назад поселился в г. Димона и положил начало еврейской деятельности и еврейской жизни для жителей города, а так как в городе было много репатриантов из Узбекистана, то его инициатива была в первую очередь связана с ними.
Некоторое время назад в Димоне р. Рафаэлем Мошаевым — учеником одного из «старых» учеников р. Ицхака Зильбера — Шмуэля Элишаева — был открыт филиал «Толдот Йешурун» всего в трех километрах от знаменитого израильского ядерного реактора — а сегодня р. Рафаэль делает сиюм Геморы — трактата Бава Мециа, на который приглашён рав Бенцион.
В начале вечера рабби Рафаэль извинился, что большинство молодёжи ещё не пришли, они даже сегодня решили не пропускать их постоянный урок Торы и должны были вернуться сразу после урока, который проводил для них по этому случаю другой аврех.
Слово было предоставлено р. Леви, он сказал: «Около 15 лет назад ко мне обратился один бухарский еврей, недавно приехавший из Ташкента:
— Ребе, у меня есть очень важный вопрос, куда мне послать учиться моего сына?
Я был удивлён этим вопросом, передо мной стоял человек, далёкий от соблюдения мицвот, но я почувствовал, что для него этот вопрос не случаен, и я решил сказать ему всю правду. Я ответил:
— Самое лучшее, что ты можешь сделать для своего сына, — отправь его в такое место, где он сможет стать б-гобоязненным евреем, знающим Тору и способным передать её другим.
Так Рафаэль стал учеником ешивы “Шаарей Цион”, и вслед за ним вся семья стала соблюдать заповеди. Через много лет Рафаэль (рабби Рафаэль) вернулся в Димону с назначением от р. Шмуэля Элишаева на должность раввина бухарской общины г. Димоны. Теперь мы видим, что получается, когда задают правильные вопросы.
Р. Рафаэль смог сделать то, чего не сделали другие. Если в моё время максимум, чего можно было достичь, — это провести урок в шаббат, то сегодня это ежедневные уроки, на которые приходят много молодёжи…»
Рав Зильбер начал своё выступление, когда из синагоги пришли все ребята после ежедневного урока. Он был очень тепло встречен. До сих пор о р. Зильбере многие слышали только понаслышке или по книгам, а теперь они видели наяву сына и ученика знаменитого раввина.
Он был принят аудиторией как свой, родной раввин, ведь много лет своего детства он провёл в городе Ташкенте. Интересно, что отец рава Бен Циона, раби Ицхак Зильбер זצ"ל , был раввином и учителем раби Шмуэля Элишаева, который в свою очередь является раввином их раввина, занимающегося обучением и преподаванием Торы здесь, в Димоне.
О нём надо сказать отдельно. Р. Шмуэль после приезда в Эрец Исраэль основал всеизраильскую сеть учебы Торы для бухарских евреев «Шаарей Цион», которая сегодня объединяет тысячи людей в общины по всему Израилю.
Вечер продолжался, и старшее поколение слушателей очень затронула история, рассказанная равом Зильбером о геройстве Бенциона Аксакалова, благодаря которому многие дети смогли соблюдать шаббат в Ташкенте в советское время. Если бы не очень позднее время и не дальняя дорога в Иерусалим, аудитория еще долго не отпускала бы рава.
Телефон р. Рафаэля Мошаева 054-4920277.
В данном материале мы попытаемся осветить, что символизирует собой золотая Менора и в чем смысл зажигания Меноры в Храме.
Читать дальше
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Строительство Мишкана - переносного Храма
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Светильники храмовой меноры символизировали различные разделы мудрости. Между ее конструкцией и словами Торы есть много общего.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
В чем символическое значение меноры?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кто зажигает Ханукию в своем доме поддерживает свет Иерусалимского Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Батшева Эскин
У христиан есть крест, у мусульман — звезда и полумесяц, у буддистов — колесо закона, у иудеев — шестиконечная звезда? Или менора? Или, может быть, хамса? Существует ли вообще универсальный еврейский графический символ?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тора регистрирует не юридические принципы вообще, а прежде всего индивидуальные, конкретные случаи