Темы: Хасидские рассказы, Галут, Связь с Творцом
Ребе Исраэль из Ружина учил:
—Вот молитва моего наставника, ребе Дов Бера из Межирича:
«Рибоно шел Олам(1)! Твой народ так долго страдает в изгнании! А все почему? Только из-за упрямства — Твоего и нашего! Мы ведем давний спор — Ты и мы.
Мы говорим Тебе: “Обрати нас, Господи, к Себе, и мы обратимся!” — а Ты отвечаешь: “Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам(2)”. И из-за этого обоюдного упрямства нам отказано в Искуплении. Но ведь Ты Сам велел нам следовать путями Твоими. Поэтому, пока Ты упрямишься, мы тоже будем упрямиться. Клянусь Тебе: дети Израиля не обратятся до Искупления!»
Затем ребе Исраэль добавил:
—Я согласен с моим учителем, что мы не покаемся до прихода Мессии, поскольку имеем законные претензии к Богу. И я подозреваю, что Господь не пришлет Мессию, пока мы не покаемся, поскольку у Него есть законные претензии к нам. Однако выход есть.
У нас в Сиддур(3) написано: «Мы были изгнаны из земли нашей, ибо согрешили». Если это правда, мы должны обратиться к Богу прежде, чем Он обратится к нам.
Ведь «потому что» на иврите может также означать «прежде чем», и тогда получается: «Мы были обречены на изгнание прежде, чем согрешили». Поэтому, Рибоно шел Олам, так же как Ты обрек нас на изгнание, прежде чем мы согрешили, Тебе следовало бы даровать нам искупление, прежде чем мы покаемся!
Положение человека в мире во многом обусловлено ощущением, что мы изгнаны Богом. Но это ощущение ложное, обманчивое. Оно основано на неправильном понимании природы Бога и творения. Мы вообразили, будто Бог отделен от творения, как гончар отделен от своих изделий. Но Бог бесконечен и безграничен, потому не может отделиться от чего-то и быть иным по отношению к чему-то. Бог — это всё сразу и каждая вещь в отдельности; ибо Он обладает бесконечным творческим потенциалом. Всё, что ни есть в бытии, — уникально. Как не существует двух совершенно идентичных волн, но каждая волна есть проявление одного и того же океана, так не существует и двух абсолютно одинаковых людей, и однако в каждом из нас Бог являет Себя. Ощущение, что ты изгнан, — не наказание. Просто ты не осознаешь сути своей уникальности. Через тебя и твои уникальные качества Бог проявляет Себя в мире и проживает жизнь во всем ее разнообразии. Однако это разнообразие не наносит ущерба высшему единству.
Единство и разнообразие суть исходные данные нашего бытия. Вся трудность в том, чтобы увидеть во втором проявление первого. Бессмысленно преодолевать различие людей, стремясь к унификации, — мы не станем богаче, ограничив творческую амплитуду жизни. Необходимо осознать: многообразие коренится в Божественном Едином. Само ощущение, что ты изгнан, исходит из Единства, из которого просто невозможно быть изгнанным.
1. Рибоно шел Олам — Господин Вселенной (Бог).
2. Малахия 3:7; Захария 1:3.
3. Сиддур — иудейский молитвенник.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»