Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Власть, Италия
Некоторым маранам, сбежавшим из Испании и Португалии в Турцию, удалось добиться высоких постов и оказывать влияние на жизнь страны. Среди них был дон Йосеф Наси из португальской семьи Мендес, владевшей богатым торговым домом. Император Карл V и французский король одалживали у банка Мендес крупные суммы. Инквизиция и португальские власти подозревали, что члены этой семьи продолжают тайно придерживаться еврейских обычаев и ждали только момента, чтобы арестовать Мендесов и завладеть их состоянием. Главе торгового дома донне Грассии стали известны эти планы, и она перевела дело в Антверпен, в котором не было суда инквизиции, несмотря на то, что город находился под властью Испании. Однако, спустя короткое время, суд «контроля веры» добрался и до Антверпена. Единственным выходом было бежать в Венецию, чтобы оттуда попасть в Турцию. Донна Грассия послала в Константинополь дона Жуана Мигуэля, с тем, чтобы он подготовил перевод торгового дела, однако венецианские власти, узнав, что богатая семья собирается перебраться в Турцию, постановили конфисковать их торговое дело. Дон Жуан обратился за помощью к турецкому султану Сулейману, и тот добился от Венеции возврата имущества и разрешения на выезд. В Константинополе дон Жуан прекратил притворяться христианином и стал называть себя Йосефом. Когда донна Грассия прибыла в Константинополь, она и ее семья начали, открыто исповедовать иудаизм. Ее дочь Рина вышла замуж за дона Йосефа, и после смерти тещи он возглавил все предприятие.
В скором времени дону Йосефу удалось приблизиться к султану Сулейману, и он стал близким другом его сына Селима. Многие годы он был одним из ведущих политиков Турции и умел пользоваться своим влиянием на благо единоверцев. Более того, он сумел добиться улучшения положения евреев во многих христианских государствах. Когда от имени султана он вел переговоры с европейскими посланцами, они вынуждены были гарантировать безопасность своих еврейских общин, дабы не гневить еврея-политика, от которого зависели отношения с Турцией. Когда итальянская инквизиция арестовала нескольких бывших христиан, прибывших в Европу по торговым делам, то, по ходатайству дона Иосефа, султан заставил отпустить их, используя в переговорах власть над христианами, проживавшими на территории Турции.
Под влиянием своего сына Селима султан отдал дону Йосефу город Тверию и его окрестности, с тем, чтобы организовать там большое еврейское поселение. Дон Йосеф разослал письма европейским общинам, в которых призывал евреев оставить свои страны и переехать в Святую землю, но арабские жители Тверии взбунтовались. Султану-мусульманину было неудобно посылать армию для усмирения мусульман ради евреев. Замысел дона Йосефа не удался.
Когда в 5316 (1556) году Селим взошел на турецкий престол положение дона Йосефа еще более упрочилось. Новый султан подарил ему остров Никосию в Эгейском море со всеми прилегающими островами и пожаловал титул князя Никосийского. Германский император и польский король послали дону Йосефу богатые дары. Еще в то время, когда семья Мендес считалась христианской, король Франции одолжил у нее крупную сумму денег. Теперь, находясь в Константинополе, дон Йосеф потребовал возврата займа. Французский король заявил, что совесть не позволяет ему возвращать еврею то, что он одолжил у христианина. В ответ турецкий султан арестовал французский флот, стоявший у берегов Турции. Французский король сдался — уплатил долг, и только после этого Турция освободила французские корабли.
После смерти султана дон Йосеф потерял положение при дворе, но сохранил состояние и жил жизнью богача в собственном дворце. Он продолжал финансировать ешивы, основал типографию. После его смерти в 5339 (1579) году султан Мюрад III конфисковал большую часть его состояния, но и того, что осталось, хватало вдове на то, чтобы продолжать поддерживать еврейских мудрецов.
Современником дона Йосефа был другой еврей-политик, врач Шломо Ашкенази. Он родился в Италии. Оттуда переехал в Польшу, где стал лейб-медиком короля, затем в Турции получил пост помощника великого визиря. Если Йосеф приветствовал захват Турцией Кипра, то и Шломо Ашкенази, и великий визирь были противниками войны с Венецией. После захвата Кипра Шломо Ашкенази был послан в Венецианскую Республику для заключения мирного договора. Посла великого султана, придерживающегося провенецианской линии, приняли с большим почетом, и он смог добиться отмены постановления об изгнании из Республики евреев, в которых венецианцы видели естественных союзников Турции. Шломо Ашкенази продолжал политическую деятельность и в годы правления Мюрада III.
Публикуется с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.