Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бывший маран - царедворец турецкого султана

Из страны в страну

Некоторым маранам, сбежавшим из Испании и Португалии в Турцию, удалось добиться высоких постов и оказывать влияние на жизнь страны. Среди них был дон Йосеф Наси из португальской семьи Мендес, владевшей богатым торговым домом. Император Карл V и французский король одалживали у банка Мендес крупные суммы. Инквизиция и португальские власти подозревали, что члены этой семьи продолжают тайно придерживаться еврейских обычаев и ждали только момента, чтобы арестовать Мендесов и завладеть их состоянием. Главе торгового дома донне Грассии стали известны эти планы, и она перевела дело в Антверпен, в котором не было суда инквизиции, несмотря на то, что город находился под властью Испании. Однако, спустя короткое время, суд «контроля веры» добрался и до Антверпена. Единственным выходом было бежать в Венецию, чтобы оттуда попасть в Турцию. Донна Грассия послала в Константинополь дона Жуана Мигуэля, с тем, чтобы он подготовил перевод торгового дела, однако венецианские власти, узнав, что богатая семья собирается перебраться в Турцию, постановили конфисковать их торговое дело. Дон Жуан обратился за помощью к турецкому султану Сулейману, и тот добился от Венеции возврата имущества и разрешения на выезд. В Константинополе дон Жуан прекратил притворяться христианином и стал называть себя Йосефом. Когда донна Грассия прибыла в Константинополь, она и ее семья начали, открыто исповедовать иудаизм. Ее дочь Рина вышла замуж за дона Йосефа, и после смерти тещи он возглавил все предприятие.

Взлеты и падения

В скором времени дону Йосефу удалось приблизиться к султану Сулейману, и он стал близким другом его сына Селима. Многие годы он был одним из ведущих политиков Турции и умел пользоваться своим влиянием на благо единоверцев. Более того, он сумел добиться улучшения положения евреев во многих христианских государствах. Когда от имени султана он вел переговоры с европейскими посланцами, они вынуждены были гарантировать безопасность своих еврейских общин, дабы не гневить еврея-политика, от которого зависели отношения с Турцией. Когда итальянская инквизиция арестовала нескольких бывших христиан, прибывших в Европу по торговым делам, то, по ходатайству дона Иосефа, султан заставил отпустить их, используя в переговорах власть над христианами, проживавшими на территории Турции.

Под влиянием своего сына Селима султан отдал дону Йосефу город Тверию и его окрестности, с тем, чтобы организовать там большое еврейское поселение. Дон Йосеф разослал письма европейским общинам, в которых призывал евреев оставить свои страны и переехать в Святую землю, но арабские жители Тверии взбунтовались. Султану-мусульманину было неудобно посылать армию для усмирения мусульман ради евреев. Замысел дона Йосефа не удался.

Когда в 5316 (1556) году Селим взошел на турецкий престол положение дона Йосефа еще более упрочилось. Новый султан подарил ему остров Никосию в Эгейском море со всеми прилегающими островами и пожаловал титул князя Никосийского. Германский император и польский король послали дону Йосефу богатые дары. Еще в то время, когда семья Мендес считалась христианской, король Франции одолжил у нее крупную сумму денег. Теперь, находясь в Константинополе, дон Йосеф потребовал возврата займа. Французский король заявил, что совесть не позволяет ему возвращать еврею то, что он одолжил у христианина. В ответ турецкий султан арестовал французский флот, стоявший у берегов Турции. Французский король сдался — уплатил долг, и только после этого Турция освободила французские корабли.

После смерти султана дон Йосеф потерял положение при дворе, но сохранил состояние и жил жизнью богача в собственном дворце. Он продолжал финансировать ешивы, основал типографию. После его смерти в 5339 (1579) году султан Мюрад III конфисковал большую часть его состояния, но и того, что осталось, хватало вдове на то, чтобы продолжать поддерживать еврейских мудрецов.

Современником дона Йосефа был другой еврей-политик, врач Шломо Ашкенази. Он родился в Италии. Оттуда переехал в Польшу, где стал лейб-медиком короля, затем в Турции получил пост помощника великого визиря. Если Йосеф приветствовал захват Турцией Кипра, то и Шломо Ашкенази, и великий визирь были противниками войны с Венецией. После захвата Кипра Шломо Ашкенази был послан в Венецианскую Республику для заключения мирного договора. Посла великого султана, придерживающегося провенецианской линии, приняли с большим почетом, и он смог добиться отмены постановления об изгнании из Республики евреев, в которых венецианцы видели естественных союзников Турции. Шломо Ашкенази продолжал политическую деятельность и в годы правления Мюрада III.

Публикуется с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше