Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Погромы, Кровавый навет
Ренессанс и идеи гуманизма подорвали позиции католической церкви в среде европейских ученых. Фундамент веры остался незыблемым, но здание католической церкви начало давать трещины. Первое массовое движение против католической церкви — движение Яна Гуса — было жестоко подавлено. Простолюдины продолжали верить, что в руках церкви находятся ключи от Рая, однако недовольство папой и епископами уже проникало в широкие круги верующих. Догматами церкви стали пренебрегать даже главы церковной иерархии. Появились кардиналы и даже папы, интересы которых ориентировались на искусство и классическую литературу. Их образ жизни был скорее светским, чем религиозным, что не могло не усилить сомнения в среде простых верующих.
К взрыву привела торговля индульгенциями. Папа, желая построить в Риме роскошный храм (собор св. Петра), разослал сборщиков пожертвований по всем европейским государствам. От имени папы сборщики объявляли, что жертвователям будут прощены грехи, и выдавали им «отпускную» грамоту — индульгенцию.
В 5277 (1517) году преподаватель Витенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям кафедрального собора города Витенберга воззвание, содержавшее 95 пунктов, где, среди прочего, резко критиковал торговлю индульгенциями. Папа и кардиналы, опасаясь, что это воззвание может подорвать престиж церкви, просили Мартина Лютера отречься от него, но тот отказался, заявив, что будет настаивать на своем, пока ему не докажут его неправоту с текстом Священного Писания в руках. При этом он не преминул заметить, что и папа, и кардиналы могут ошибаться. Его немедленно объявили еретиком, отрицающим догмат непогрешимости папы. По такому же обвинению за сто лет до этого в Констанце сожгли Яна Гуса.
Но к описываемому времени положение в мире сильно изменилось. Слова Лютера нашли отклик в душах верующих, в том числе — владетельных князей. Лютера поддержал курфюрст Саксонии.
Германским императором в это время был Карл V, внук императора Максимилиана со стороны отца и внук Фернандо и Изабеллы Испанских со стороны матери. Под его властью оказались одновременно и Германия, и Испания со всеми заморскими колониями. Он был очень молод, когда взошел на престол. Воспитанный в Испании и во Фландрии он не пользовался авторитетом среди германских князей. Каким бы преданным католиком он ни был, он не мог начать преследовать Лютера, на стороне которого были правители многих немецких государств, в чьей поддержке он нуждался для ведения войны с Турцией и Францией. В 5281 (1521) году он созвал собор немецких князей в Вормсе, на котором надеялся добиться компромисса в религиозном вопросе, и пригласил на этот собор Лютера, поклявшись не причинить ему никакого зла. Слово свое он сдержал. Лютер прибыл, был проклят императором, но охраняемый эскортом курфюрста Саксонского благополучно добрался до замка в Вюртемберге, где смог спокойно работать. В этом замке он перевел Библию на немецкий язык. Вместе со своими сторонниками Лютер разработал программу реформы христианской церкви, известную под именем Реформации. Со временем многие немецкие князья присоединились к этой программе и оставили лоно католической церкви. В своих трудах Лютер подчеркивал, что человек полностью свободен и несет ответственность за поступки только перед Б-гом. В связи с этим новым учением в Германии разразилась грандиозная крестьянская война, во время которой жестокость обеих сторон перешла все границы. Лютер испугался, что владетельные князья обвинят его в подстрекательстве к бунту, и немедленно объявил, что свобода, о которой он говорит, — чисто религиозная, а никак не социальная. И Б-жественная воля состоит в том, что крестьяне должны подчиняться князьям, поэтому, если крестьяне бунтуют, князья имеют право преследовать их всеми средствами вплоть до отлучения от новой церкви. В конце концов восстание было подавлено, а положение крестьян, по сравнению с прежним, ухудшилось.
В начале своей борьбы против католической церкви Лютер надеялся привлечь евреев к новому христианскому движению. Он искренне считал, что принять христианство евреям мешает только фанатичность католических священников. Потому в 5283 (1523) году он написал несколько работ о происхождении христианства от иудаизма. В одной из них мы читаем: «Дураки — папы, кардиналы, монахи — грубые погонщики ослов — обращались с евреями так, что настоящему христианину лучше было бы самому стать евреем… А ведь евреи близки к основателю христианства… Нет народа, который был бы ближе к Б-гу, и именно этому народу Творец вручил Святое Писание…». Здесь же предлагал Лютер разрешить евреям заниматься торговлей и ремеслами.
Так писал Лютер, видя в евреях будущих союзников. Когда же он убедился в своей ошибке, то сменил точку зрения на диаметрально противоположную. Написав, что за свое упрямство евреи заслуживают бед, которые они испытали и испытывают, он заодно обвинил евреев в политической связи с Турцией, злейшим врагом христианской Европы той эпохи. Он потребовал обращаться с евреями со всей возможной жестокостью — разрушать их синагоги, отбирать имущество, заставлять заниматься самой грязной работой: и если эти меры не убедят евреев в необходимости перейти и христианство, — изгнать их из Европы. В одной из книг он составил план ликвидации еврейства в Европе и в этом предвосхитил своего соотечественника Гитлера на четыре столетия.
Ясно, что. позиция Лютера ухудшила и без того тяжелое положение евреев. Они потеряли поддержку прогрессивных кругов. Во многих городах толпа, подстрекаемая лютеранскими священниками, устраивала еврейские погромы.
В католических землях Германии было еще опаснее. Внутренние религиозные распри не мешали христианам продолжать преследование евреев. Евреи должны были ответить за все. В глазах крестьян евреи были заодно с князьями, в то время как князья обвиняли их в связи с восставшими крестьянами. Когда турки захватили Венгрию, на евреев пала кара за то, что это, якобы, они призвали Турцию и поддержали ее.
Для того, чтобы хоть немного облегчить положение немецких евреев, Б-жественным Провидением был послан р. Йосеф из Розенгейма. Большой знаток Торы, он пользовался любой возможностью помочь своему народу. Его называли «Великим ходатаем». Император Карл V восхищался человеком, просившим не за себя, а за других, умевшим скромно, но не унижаясь говорить с князьями и с императором. Р. Йосефа мало беспокоило собственное реноме, но при этом он никогда не забывал о национальной гордости.
В дни крестьянского восстания, когда бунтовщики осадили город Розенгейм, он не побоялся выйти к мятежникам. Ему и городскому голове удалось уговорить осаждающих не уничтожать город и тем спасти жизни и евреев, и христиан.
В 5290 (1530) году было принято решение об изгнании евреев из Австрии. Тогда же состоялся собор германских князей в Огсбурге. В качестве признанного главы всех евреев Германии туда прибыл р. Йосеф. Он сумел добиться у императора отсрочки исполнения приговopa. Пытаясь повлиять на отношение собравшихся к евреям, р. Йосеф пригласил в Огсбург глав еврейских общин Германии, которые объявили о ряде компромиссных мер. Они ограничили размер процента, который можно было брать с нееврея, берущего ссуду, запретили принимать в залог вещи, принадлежность коих внушала подозрение; евреев обязали являться в раввинский суд по иску нееврея. Р. Йосеф, который зачитал список этих постановлений перед собором князей, добавил: «Я и мои товарищи обязуемся следить за выполнением этих постановлений, при условии, что германские князья гарантируют нам безопасное существование в Германии и не будут грозить нам изгнанием. Мы просим не возводить на нас ложных обвинений, ибо мы тоже люди, которых создал Творец и поселил рядом с вами…».
Р. Йосеф пытался встретиться с Лютером. Он хотел добиться того, чтобы Лютер остановил пропаганду изгнания евреев из Саксонии, которую развернули там его последователи. Однако знаменитый антисемит отказался принять его. Изгнание евреев из Саксонии удалось предотвратить другим путем.
Лютеране восстановили традицию диспутов с евреями. Сам р. Йосеф, будучи большим знатоком Писания и науки, всегда выходил из них победителем, однако это удавалось далеко не всем раввинам. Поэтому р. Йосеф начал обучать других науке побеждать в спорах. В своей книге он привел меткие и краткие ответы на стандартные вопросы христиан. Например, на вопрос о вере можно было просто ответить: «Мы служим единому Б-гу». К вопросу о Троице подходили строки из пророка Малахи (3:6): «ибо Я, Г-сподь, не изменился, а вы, сыновья Яакова, не исчезли». А если спросят, почему евреи дают деньги в рост, логично сказать: «Г-сподь разрешил нам иметь доход с займа, который нееврей берет у нас по своей доброй воле. На нас возлагают тяжелые налоги и запрещают нам заниматься многими ремеслами. Если с нас снимут налоги, мы с удовольствием прекратим давать деньги в рост».
Император Карл V старался как-то ограничить произвол по отношению к германским евреям. Он повелел, чтобы каждый свидетель по делу о «ритуальном убийстве» представал перед императорским судом и там доказывал свои обвинения. При этом он категорически запретил устраивать в этом случае погром, а войскам приказал щадить евреев.
Пока император нуждался в помощи немецких князей в своей борьбе с Францией и Турцией, он не мог открыто выступить против распространившегося по всей Германии лютеранства. Но победив внешних врагов, он решил покончить и с врагами католической церкви. Этому был посвящен собор, состоявшийся в городе Шпеере в 5289 (1529) году. Там император объявил проклятие еретикам и под угрозой отлучения призвал вассалов вернуться в лоно католической церкви. Князья, поддерживавшие Лютера, резко протестовали против решения собора. Название «протестанты» сохранилось за последователями Лютера до наших дней.
Спустя недолгое время Турция возобновила боевые действия и даже осадила Вену. Императору пришлось отказаться от борьбы с протестантами и обратить пристальное внимание на союз Турции с Францией. И только установив мир с Францией, император вновь начал борьбу с князьями-протестантами. На какой-то момент, в результате измены одного из них, ему удалось взять верх, но, угодив в ловушку двойного предательства, император едва не оказался в плену. Только в последний момент Карлу V удалось бежать из Германии.
Разочарованный жизнью, император отрекся от престола и удалился в монастырь. Сын Карла, Филипп II, унаследовал испанскую корону. Под его властью оказались колонии в Америке, а также Фландрия (сейчас Голландия и Бельгия). Инквизиция продолжала преследовать маранов. Когда же она перенесла свою деятельность в протестантскую Фландрию, жители восстали против испанского владычества и после Длительных войн добились независимости.
Германский престол Карл передал своему брату Фердинанду. Новый император был тоже преданным католиком, но при этом он отложил решение лютеранской проблемы до следующего собора германских князей.
Новое религиозное движение, сходное с лютеранством, зародилось в Швейцарии. Основоположником его был Кальвин из Женевы. Движение Кальвина распространилось в Швейцарии, Франции, Голландии и Западной Германии. Лютеранство поглотило Северную Германию, Скандинавию, Балтийские страны и на некоторое время Польшу. Английский король Генри VIII тоже отделился от католической церкви, но не по религиозным причинам, а из-за своей личной ссоры с папой, что, впрочем, не помешало ему объявить о новой «англиканской» церкви. Итак, половина стран Европы была потеряна для католической церкви. Но она выжила, не поступившись догматами, а лишь изменив образ действий. Испанский монах Игнатий из города Лайола для защиты католической церкви основал орден иезуитов, сумевший вернуть под власть папы Польшу, Францию и часть германских княжеств.
Публикуется с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.