Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Мир создан либо для полных цадиков, либо для законченных грешников»Талмуд, Брахот 61
Эпизод из книги "История еврейского народа"

Давид Реувени и его миссия

Униженное положение евреев, отсутствие центральной силы, способной объединить разбросанные по всему миру общины Израиля, преследования и бедствия с одной стороны и страстное желание Освобождения с другой – подготовили почву для новых событий. Некоторые из них были естественным проявлением народного характера, а некоторые происходили под влиянием чуждых идей. Поиски выхода из бедственного положения иногда шли в чисто духовной сфере, иногда же приобретали характер национального движения, сопровождавшегося серьезными эксцессами.

Во всех странах рассеяния евреи считали себя временными жителями. Постоянно ожидая призыва вновь собраться в своей Стране, они не пытались пустить корни ни в одной земле. Сколько раз слухи о чудесах и знамениях заставляли чаще биться их сердца. Кончалось это жестоким разочарованием. Надо сказать, что почти все зачинатели таких движений были полны самых благих намерений. Но само Небо, во Имя которого они действовали, не дало удачи этим начинаниям. Ибо поколения не были готовы, и время Избавления еще не пришло.

В 5284 (1524) году в Венецию прибыл некий еврей с Востока. Он говорил исключительно на святом языке, называл себя Давидом Реувени и рассказывал, что приехал из страны Хавор, великого царства колен Реувена, Гада и половины колена Менаше, с миссией от своего брата, царя Йосефа, к Римскому папе. Этот еврей строго соблюдал все заповеди, много постился. При этом он, как и положено брату царя, носил дорогие одежды. Все это понравилось евреям Венеции. Они помогли Давиду организовать поездку в Рим, устроили аудиенцию у Римского папы. Объявленный посланцем великого царя, на белом коне, в сопровождении самых уважаемых молодых венецианских евреев, он въехал в Рим.

На Римского папу Клемента VII въезд Давида в Рим произвел очень большое впечатление, и он принял «посланца великого царя» с подобающими почестями. Давид изложил послание своего брата короля Йосефа, в котором тот просил папу стать посредником в установлении мира между германским императором Карлом V и французским королем Францем. Оба они должны были помочь еврейскому народу в борьбе за Святую Землю. Папа ответил, что не может повлиять на властителей Франции и Германии, однако согласился попросить португальского короля принять Давида Реувени. Без специального разрешения ни один еврей не имел права ступить на землю Португальского королевства. Представитель Португалии при папском дворе выступил против приглашения посла еврейского царя, опасаясь, что этот визит укрепит положение евреев Португалии. Тем не менее, король пригласил посланца в Лиссабон. Давид был принят с большим почетом. Король пообещал отправить корабли к Земле Израиля и помочь королю Иосефу в его войне с турками.

Однако дальнейшие события спутали карты Давида Реувени. Давид, не без оснований опасаясь, что советники короля заподозрят его в установлении контактов с маранами, старался держаться от них подальше. Однако его прибытие не могло не пробудить у маранов надежду избавиться от рук инквизиции, и они приложили все силы, чтобы приблизиться к нему. Именно эта близость и провалила миссию Давида Реувени.

Шломо Молко

Шломо Молко, молодой португальский маран, занимал должность секретаря при дворе Его Величества, и его называли преподобный Диего Пиред. Встреча с Давидом произвела на него большое впечатление и изменила всю его жизнь. Он совершил тшуву (вернулся к вере отцов) и уехал в Турцию. Король, узнавший, что один из высокопоставленных царедворцев стал евреем и покинул Португалию, страшно разгневался, обвинил во всем Давида и повелел ему немедленно выехать из страны.

Диего Пиред, после обрезания взявший себе имя Шломо Молко, теперь мог, не скрываясь, соблюдать заповеди Торы. Глубоко привязанный к еврейству, он увидел однажды сон о близком Освобождении. В 5290 (1530) году, не обращая внимания на грозящую ему опасность, он прибыл в католическую Италию. И хотя инквизиция видела в нем христианина-вероотступника, Шломо Молко, ничего не боясь, проповедовал во многих городах Италии грядущее Избавление Израиля. Он прибыл в Рим и предстал перед папой Клементом VII. Инквизиция потребовала выдачи ей отступника. Так как р. Шломо Молко открыто перешел в иудаизм, папа, несмотря на свою симпатию к р. Шломо, был вынужден позволить инквизиции арестовать его. После того как Шломо Молко отказался вернуться в христианство, он был осужден на сожжение. Однако благодаря заступничеству папы р. Шломо спасся и бежал за границу.

Молко приехал в Венецию и там снова встретился с Давидом Реувени. Они вместе отправились к императору Карлу V с тем, чтобы уговорить его начать войну за освобождение Святой земли. Они приехали в Регенсбург, где проходил собор германских князей, но по приказу императора были арестованы. Шломо Молко выдали инквизиции. В последний момент перед смертной казнью император предложил р. Шломо помилование, при условии, что он вновь примет христианство. На это р. Шломо Молко ответил: «Мне до сих пор горько за то время, что я был христианином, и сердце мое негодует. Теперь поступайте как вам угодно, а душа моя вернется к Создателю, пребывая в той вере, что и в дни своей юности, ибо хорошо мне с тех пор». С этими словами р. Шломо Молко взошел на костер и отдал свою душу, освятив Имя Творца.

Так как Давид Реувени никогда не считался христианином, он не подлежал суду инквизиции, но его не выпустили из тюрьмы, где он и умер.

Публикуется с разрешения издательства Швут Ами


В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Береги свою речь. О прошлом, о неудаче, «правдолюбие»…

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нужно стараться судить о человеке с лучшей стороны.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.