Темы: Ашгаха пратит, Ешива, Еврейская молитва, Рассказы, Батшева Эскин
Несколько десятков лет назад в одной иерусалимской ешиве учился молодой человек по имени Элиэзер Бенедикт. Все звали его Лейзер. Когда сестра Лейзера вышла замуж, он, конечно, поехал на ее свадьбу в Бней-Брак. На следующий вечер он был приглашен на Шева Брахот — одну из семи особенных трапез, которые устраивают для жениха и невесты в течение недели после свадьбы. А в ешиве было принято спрашивать у рава разрешения на каждую поездку, и Лейзер подошел к руководителю ешивы, раву Хаиму Аарону Турчину:
— Я знаю, как мама и сестры долго готовили всё для этих Шева Брахот. Они будут так рады, если я приеду!
— Тебе не нужно туда ехать, — ответил рав. — Ты уже был на свадьбе, и этого достаточно.
Ну, не нужно так не нужно. Лейзер немного расстроился, а потом вместе со всеми остальными пошел на урок, который, как обычно, проводился перед вечерней молитвой. Посреди урока рав Турчин вдруг поднялся со своего места и подошел к Элиэзеру:
— Ты можешь ехать, Бенедикт! Все в порядке.
Прошло полминуты, и, видя, что Лейзер все еще сидит за стендером, рав снова обратился к нему:
— Почему ты еще здесь?!
— Я поеду после вечерней молитвы. Вдруг у меня потом не будет возможности помолиться Маарив?
— Нет-нет, уезжай прямо сейчас! Тебе нужно ехать сию же минуту!
Лейзер удивился, но, если тебе рош-ешива велит ехать, значит, надо ехать. Он вышел на улицу Яффо, где располагалась стоянка такси, и сел в первую же машину. В то время еще не было прямой дороги из Иерусалима в Бней-Брак, и чтобы попасть туда, нужно было проезжать через Тель-Авив. На подъезде к Тель-Авиву Лейзер что-то углядел из окна машины и попросил водителя высадить его.
— А что случилось-то? Тебе ведь на улицу Соколов в Бней-Браке нужно?
— Не хочу заезжать в Тель-Авив, сверну вот здесь — и попаду в Бней-Брак, дойду пешком!
— Как знаешь, — пожал плечами таксист, взял деньги и уехал, оставив Лейзера в совершенно незнакомом месте. Оказалось, что никакого поворота на Бней-Брак здесь не было, и куда дальше идти — было непонятно. Лейзер постоял пару минут, обдумывая своё положение. Придумать он ничего не успел, потому что проезжавшая мимо машина вдруг замедлила ход, затормозила, и из нее донесся знакомый голос:
— Бенедикт! Что ты здесь делаешь?
Присмотревшись в темноте к водителю, Лейзер понял, что это рав Дребкин из Бней-Брака, с которым он был прекрасно знаком!
— Да вот, я вышел здесь из такси, думал дойти до Бней-Брака, но, кажется, я ошибся…
— Садись в машину, я как раз еду в Бней-Брак!
Это, конечно, было потрясающее совпадение! Надо же было раву Дребкину проезжать именно сейчас по этому шоссе, да еще разглядеть и узнать Лейзера! Но Лейзер не подозревал, для какой цели всё это было устроено на Небесах, пока рав Дребкин не подвез его прямо к родительскому дому на улице Соколов.
Вместо пения, разговоров и веселья в квартире, где собрались люди на Шева Брахот, царила паника. Часть приглашенных бегала туда-сюда с озабоченными лицами, а часть — сгрудилась вокруг кого-то, кто сидел рядом с одним из столов.
— Что, что здесь происходит? — закричал Лейзер, чувствуя поднимающуюся изнутри тревогу.
— Мама, мама, Элиэзер! Что делать? Она не дышит! — закричала его сестра, и он шагнул в ее сторону. Люди расступились. Он увидел, что на стуле сидит его мать. Она пытается вдохнуть воздуха, но не может! Чей-то голос пробормотал рядом с Лейзером:
— Салат с оливками… Косточка попала в дыхательные пути… «Скорая» едет…
Мама пыталась дышать, хрипя и задыхаясь, ее руки обхватывали горло, тело конвульсивно дергалось. Да, «скорая помощь» была вызвана, но разве можно ждать, когда счёт идет на секунды? Лейзер учился на курсах первой помощи и знал несколько основных приёмов. Он без промедления приподнял маму, обняв ее сзади, и выполнил «маневр Геймлиха». Это заняло несколько секунд. Косточка выстрелила из её горла, и она громко закашлялась, а потом — шумно задышала и принялась обнимать сына, который приехал так вовремя… Лейзер оказался единственным из нескольких десятков человек, кто знал, как оказать первую помощь при удушье.
* * *
Потом были Шева Брахот. Все радовались, общались, ели, слушали музыку, но напугавшее всех происшествие не выходило ни у кого из головы. По дороге обратно в ешиву Лейзер всё думал — как это получилось, что рав Турчин сначала не разрешил ему ехать, а потом настоял на обратном и буквально погнал его в Бней-Брак, даже не дав ему помолиться Маарив? И как это получилось, что он зачем-то вышел из такси в незнакомом месте, а рав Драбкин его там подхватил? И возможно ли было всё так рассчитать, чтобы он вошел в родительскую квартиру в тот самый момент, когда он там был нужен больше всего — и ни минутой позже?
Вернувшись в ешиву, Лейзер направился к раву Турчину, чтобы узнать — откуда раву было известно, что он, Лейзер, должен стать спасителем жизни своей матери? Вот что ответил рав Турчин:
— Много лет мне удается держать концентрацию во время молитвы «Шмоне Эсре», и никакие посторонние мысли не проникают ко мне в голову. Но в тот день, когда я не разрешил тебе ехать на Шева Брахот, во время Минхи, стоило мне дойти до слов «Барех алейну» («Благослови для нас»), как в мои мысли проникло слово «бенедикт». И снова: «бенедикт, бенедикт»! Закончив молитву, я сделал для себя заметку — подумать об этом во время урока Мусара, сделать «хешбон нефеш», провести самоанализ. Но сколько я ни думал, я не смог найти причину. Зачем я вдруг стал мысленно переводить слово «благослови» на латынь — «benedicat»? Что я сделал такого? Чем я заслужил такую Минху, где в голову попадают не относящиеся к молитве мысли? А если я ни в чем не провинился, то тогда почему это со мной произошло? И тут я понял, что латынь здесь ни при чем, и дело было в моем решении не отпускать тебя — Элиэзера Бенедикта — в Бней-Брак! Поэтому я тут же сказал тебе, что ты должен ехать. Как видишь, всё очень просто…
Всё очень просто для тех людей, которые видят вокруг себя Руку Вс-вышнего во всём: в каждом происходящем событии, в каждой услышанной фразе, в каждой неожиданной встрече и даже в каждой посетившей их мысли. В нашем мире нет совпадений и случайностей, и всё — результат Б-жественного Провидения. Б-г говорит с нами, ведёт нас, подсказывает нам, даёт нам знаки. Порой это знак улучшить что-то в себе, порой — сделать правильный выбор в сложной ситуации. А бывает, что речь идет о спасении жизни!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего