Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие, Самосовершенствование, Отношения между людьми
А) Есть люди, имеющие привычку жаловаться и находить недостатки в окружающих. Всё, что кто-то мог неумышленно сделать, a это каким-то образом затронуло их caмих, они полагают совершённым с умыслом и злонамеренно. Эта отрицательная черта является нарушением заповеди Торы любить ближнего своего (Vayikra 19:18) и судить людей благосклонно (ibid. 19:15), а также запрету отзываться о ком — либо с пренебрежением (ibid. 19:16). Человек, имеющий такую склонность, часто будет ссориться и спорить с окружающими. Чтобы преодолеть в себе этот недостаток, ему необходимо подумать о вреде, который он причиняет себе из-за этого (Chofetz Chayim; Shmirat Halashon: shaar hatvunah, ch.16).
Б) Хазон Иш говорил, что для того, чтобы критиковать кого-то, не нужно большого ума. Любой, обладающий острым языком и умением писать, может запросто найти недостатки как в отдельных людях, так и в целых общинах (P'air Hador, vol.4, p.159).
В) Человек, знающий о собственных недостатках, будет более осторожен в осуждении других за их изъяны и оплошности. Зная, что у вас у самогó имеется какой-то минус, вы поймёте, что не подобает предавать гласности факт, что у кого-то имеется такой же самый недостаток (Ohr Yechezkail, p.45).
Г) В конце концов, все люди похожи. Отождествляя себя с другими людьми, вы не станете говорить о них плохо (Tomar Dvarah, ch.1).
Д) Люди нелестно отзываются о других потому, что не испытывают никаких чувств к чужим людям. Задумавшись с теплотой хоть на мгновение о человеке, против которого высказываетесь, вы не сможете отозваться о нём плохо. Вы бы «услышали», как человек умоляет вас: «Пожалуйста, пощади меня! Не оскорбляй, не унижай меня!». Если бы вы только услышали это, вы бы, наверняка, не были так жестоки к нему, не стали бы обижать его своими словами. Но если вы не задумаетесь, то и не «услышите» его и не станете ему сочувствовать. И тогда сказать можно всё, что угодно (Rabbi Yeruchem Leibovich; Daat Chochmah Umussar, vol.2, p.6).
Е) Чтобы выработать иммунитет к обнаруженному чужому недостатку, необходимо перестать хотеть услышать любую информацию о ком-то, если только это не нужно вам знать из конструктивных соображений (Chafetz Chayim; Chavat Hashmirah, p.20).
Ж) Приняв решение не слушать о других людях негативную информацию, не имеющую к вам никакого отношения, вы поначалу можете испытать некоторые трудности. Но если окружающие будут знать, что вы решили для себя не слушать разговоры, унижающие других людей, они просто-напросто перестанут говорить плохо о ком-то в вашем присутствии. Они будут знать, что получат от вас только неприятие, когда будут говорить о чужих недостатках, поэтому будут тщательно выбирать темы и выражения в вашем присутствии (Chafetz Chayim; Shmirat Halashon: shaar hatvunah, ch.3).
З) Увидев, что кто-то не осторожен в произнесении лашон hара, даже если это известный человек, не следуйте его плохому примеру. И, тем не менее, суди́те о человеке благосклонно, предполагая, что он не осознаёт тяжести своего проступка (Chafetz Chayim, Chavas Hashmirah, p.20).
И) Некоторые имеют склонность принижать любого, чьё имя упоминается в их присутствии, ибо ошибочно полагают себя настолько безупречными и добродетельными, что никому не под силу подняться до их высоких стандартов. Разговаривая с человеком такого типа, будьте осторожны и не называйте при нём каких-либо имён, потому что какое бы имя вы не упомянули, у него всегда найдётся что сказать плохого о том человеке (Zeh Hashulchan, p.64).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Рав Элияу Тавгер
Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Как приблизить освобождение?
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Нельзя судить о ближнем по одному-единственному поступку. История о Симоне Визентале
Рав Исраэль Кохас
Сплетни способны отравить жизнь целой семье. История о том, как электронный прибор сыграл злую шутку с женой и мужем.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа