Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие, Самосовершенствование, Отношения между людьми
А) Хазон Иш писал: «Есть люди, стремящиеся делать добро ближнему. Встреча с ними радует сердце; такой человек всегда встречает ближнего с приветливым выражением на лицe, всегда опасается, не сделал ли он что-то неугодноe ближнему, не сказал ли что-либо не так, как нужно, ибо самая большая сердечная боль для него — задеть чем-нибудь честь товарища. Он опасается, не упустил ли шанс воздать ближнему добром, и никогда не обижается, ибо сердце его, полное любви, прощает и покрывает всякий грех других людей, и он заранее готов принять с любовью раны, наносимые ближними и их упрёки, ибо знает, что большинство людей не обладают благородными и возвышенными душевными качествами, и невозможно требовать от них многого. И тем не менее, он ценит и уважает людей, и нет у него в душе пренебрежения к ним или иных недобрых чувств, ибо благородство его собственной души побуждает его во имя идеалов добра во всей их полноте находить наивысшее духовное наслаждение на двух полюсах: с одной стороны — обвинять себя, находя малейший изъян в том духовном совершенсте, которого он требует от себя, а с другой стороны, полностью оправдывать ближнего, даже когда велик и тяжек его грех.
Человек, о котором идёт здесь речь, уже не должен требовать от себя подвигов сдержанности и собирать все свои силы, чтобы справиться с естественной раздражительностью, гневом и болью, которые причиняют ему унижение… Ибо душа его вычищена до блеска, к ней уже не пристают грязь и пятна, и она наполнена всегда радостью, счастьем и красотой» (Emuna Ubitachon 1:11).
Б) — А разве запрещено говорить человеку правду? — спросил Хазон Иша некто, имевший привычку всё время указывать на чужие недостатки.
— Разумеется, запрещено, сказал Хазон Иш. За исключением особых случаев, когда запрещенно молчать, мы не должны критиковать людей за их личные качества и манеры, если только они не спрашивают нашего мнения, и мы не думаем, что человек действительно сделает что-то, чтобы стать лучше. И даже если нам кажется, что он попытается исправиться, следует быть очень осторожным, чтобы не сказать ему больше, чем он сможет признать и использовать (P'air Hador, vol.4, p.162).
В) У добродетельного человека будет множество достоинств и дельных моментов, но у него неминуемо будет и несколько недостатков. Порочный человек всегда будет сосредоточен только на недостатках праведника (Chochmah Umussar, vol.2, p.253).
Г) Если кто-то сделал для вас что-то хорошее и что-то плохое, старайтесь, думая об этом человеке, забыть о плохом и помните только о том хорошем, чтo он для вас сделал. Не говорите себе: «Верно, он, может и сделал нечто хорошее, но он также причинил мне зло, следовательно, он совершенно плохой человек!». Пусть лучше всегда перед вашими глазами будет всё то доброе, что он для вас совершил, и постарайтесь, насколько можете, забыть всё плохое (Tomar Dvarah, ch.1).
Д) Очень часто случается так, что если кто-то сделал много хорошего другому, но однажды чем-то не потрафил ему, этот другой забывает всё то добро и испытывает враждебность за один плохой случай. Для него это — как будто тот человек постоянно делал ему только плохое. Тем не менее, правильный подход к людям заключается в том, что даже если они сделали только что-то одно хорошее и тысячу раз что-то плохое для нас, мы должны постараться забыть всё плохое и помнить только доброе (Mussray Rabainu Yonatan, p.69).
Е) Есть старая еврейская поговорка, гласящая, что тот, кто ищет человека без пороков, не найдёт ни одного такого. Недостатки есть у каждого. И если вы не наyчитесь прощать чужие недостатки, которые не в состоянии исправить, у вас будут возникать трудности в общении с людьми.
Ж) Если вы недолюбливаете человека, то обязаны особенно стараться избегать замечать его промахи и недостатки. Испытывая неприязнь к человеку, вы, скорее всего, будете радоваться, когда он в чём-то ошибётся. И даже если вы сделаете ему замечание, то постараетесь посрамить его, ибо вашим главным намерением, вероятно, будет — заставить его чувствовать себя неловко (Dubner Magid; Sefer Hamidot; shaar hasinah, ch.4).
З) Хaфец Хаим говорил: «Когда бедняк приходит к вам за помощью, не начинайте выискивать в нём недостатки, чтобы оправдать свой отказ помочь ему. Точно также, как вы проявляете заботу о членах своей семьи, несмотря на то, что у каждого из них имеются недостатки, вы должны помогать и посторонним, даже если они далеки от совершенства» (Hachafetz Chayim, vol.3, p.953).
И) Если человек старается избавиться от своих недостаков, не обращайте внимания на то, чтó он ещё не исправил. Лучше сделайте над собой усилие и оцените даже незначительные улучшения, которых он добился. Примите во внимание — насколько трудно ему было достичь того, чего он достиг (Ahavat Maishorim, p.33).
К) Иногда можно встретить работающего над самосовершенствованием человека и отметить про себя, что он всё ещё полон недостатков. Вы можете подумать, что он лишь зря потратил время, и все его знания о человеческих ценностях, нравственности и морали были напрасны. Но это не так. Рабби Симха Зиссель из Кельма как-то сказал об одном из своих учеников: «Если бы этот человек не работал над собой, он бы, скорее всего, стал душегубом». Верно, человек может быть ещё очень далёк от того, каким ему надлежит быть, но он намного лучше, чем был бы, не старайся он стать лучше (Imrai Binah, p.152).
А) Постоянный поиск недостатков в окружающих и обращение внимания на чужие ошибки демонстрирует серьёзные пороки в самóм этом человеке. Тот, кто действительно благороден, будет, скорее всего, видеть добрые качества в людях, а не то, что в них несовершенно. И через посредство этого положительного будет учиться у каждого, ибо всегда найдёт достоинства, которым сможет подражать (Mussar Hatorah, p.97).
Б) Никто не хочет быть тем человеком, который совершает что-то неподобающее. Следовательно, если вы не станете фиксировать внимание на чужих проступках, а вместо этого будете судить о людях благосклонно, то и сами проя́вите осторожность, чтобы не сделать что-либо предосудительное (Bayit Neaman, p.10).
В) Тот, кто не жалуется на других людей, будет почитаем в глазах каждого из них (Rabbi Nachman of Breslav, Sefer Hamidot, Kaas, no.18).
Г) Некоторые обладают очень нехорошим качеством — они постоянно находят недостатки в окружающих, выражая при этом недовольство. Они отмечают малейший проступок, даже если он был совершён без умысла. И они всегда судят людей неблагосклонно. У того, кто поражён таким качеством, не будет близких друзей, ибо люди будут стараться избегать его общества (Maaneh Rach, ch.21).
Д) Вы сможете что-то перенять у учителя, если только будете судить о нём благосклонно, в противном случае, вы всё время будете находить в нём недостатки (Rabbi Chayim of Volozhin; Ruach Chayim 1:6).
Поскольку у каждого имеются какие-нибудь изъяны, то, выискивая пороки в своих потенциальных учителях, вы никогда не наyчитесь ни y кого. Если вашей основной целью является — стать лучше самому, вы постараетесь учиться у каждого, независимо от его собственных слабостей.
Е) В классной комнате и в частной беседе очень важно для учителя обращать внимание на то, что прáвильно в словах ученика, а не на то, что неверно. И хоть ошибки и должны быть исправлены, ученики обретут любовь и к учёбе и к учителю, если последний будет всё время обращать внимание на то, чтó было сказано учениками верно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.