Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие, Самосовершенствование, Отношения между людьми
А) Часто человек жалуется на окружение, в котором находится, и обвиняет других в своих личных неудачах или слабостях. Он ошибочно полагает, что если бы только смог изменить внешние условия, все его трудности были бы устранены. Но во многих случаях суть проблемы находится в н у т р и него, и единственный способ исправить ситуацию, это стать лучше самому (Rabbi Yosef Leib Bloch; Shiurai Daat, vol.3, p.50).
Б) Когда ошибается умный человек, он винит себя самого. Когда ошибку совершает глупец, ему виноваты другие (Chayai Hamussar, vol.1, p.72).
В) Люди склонны возлагать ответственность за свои просчёты на других. Зато они ставят свои достоинства в заслугу именно себе. Намного плодотворнее было бы, если б другие отдавали вам должное за ваши достоинства, дабы вы не слишком возгордились в своём высокомерии, и брать на себя ответственность за собственные ошибки, после чего вы постараетесь исправить их (Rabbi D.Budnick; Chayai Hamussar, vol.2, p.207).
Г) Совершая ошибки и обвиняя кого-то за то, что он был тому причиной, вы не продвинeтесь ни на шаг, чтобы стать лучше и, скорее всего, повторите те же ошибки снова. И только взяв на себя ответственность за собственные промахи, вы можете попытаться исправить их (Hegyonai Mussar, vol.3, p.12).
И даже если кто-то ещё был вовлечён в ваш проступок, сосредоточьтесь на том, что лично вы́ должны сделать, чтобы не допустить ещё одной подобной ошибки. Вы ничего не выиграете, упрекая кого-то и говоря ему: «Это всё из-за тебя!». Спросите себя: «А что мне лично нужно сделать, чтобы не допустить повторения этой ошибки?».
Д) Если вы потерпели в чём-нибудь неудачу, очень легко возложить вину за это на других. Но умному человеку хватит мужества взять на себя ответственность за собственные потери и промахи. Польза от принятия ответственности заключается в том, что вы у́читесь быть осторожным, чтобы не повторить эти же ошибки в будущем (Alai Shur, p.164).
E) Один из фундаментальных принципов Торы заключается в том, что у нас есть свобода выбора. Мы ответственны за свою жизнь, и только от нас зависит работа над собой. Приняв такую точку зрения, мы откажемся от возложения вины за свои ошибки на кого-либо другого. Некоторые склонны делать зявления типа: «Мои родители — такие-сякие, и это их вина, что я …» или: «Во всём виноваты мои учителя» или: «Моё окружение стало причиной того, что у меня такие нехoрошие качества». Попытка оправдать таким образом своё поведение является совершенно неприемлемой. Ибо только вы решаете — как повести себя в конкретной ситуации и просто нечестно оправдывать свои поступки, считая виноватым кого-то другого (Torat Hanefesh, p.100).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.