Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Тшува, Ешива, Элуль, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
[1] «Представлю Б-га передо мной всегда; когда Он справа от меня — не пошатнусь» (Теилим 16:8).
И вот, стремительно приближаются Дни трепета: «В Рош Ашана будет записан и в день поста Йом Киппур запечатан приговор каждому пришедшему в этот мир»[2]. Всех будут судить согласно их поступкам и деяниям даже за легчайшие прегрешения и, тем более, за тяжкие грехи. Эти дни настолько грозны и волнительны, что сознание человека не способно охватить всю их судьбоносность. Мы не можем получить даже малейшего представления о строгости Небесного Суда без глубокого изучения Торы, Пророков и Писаний, согласно их разъяснению нашими мудрецами, благословенной памяти.
Давайте задумаемся над повествованием книги пророка Шмуэля о советнике царя Давида Ахитофеле, из которого мы сможем выучить много важного.
Образ Ахитофеля — один из самых сложных в Танахе и не подлежит простому пониманию. Он — величайший мудрец Торы, подобного которому не было в его поколении, однако это был злобный, мстительный и жаждущий славы властолюбец, до глубины души ненавидевший царя Давида, помазанного на царство величайшим пророком Израиля — «учителем пророков». Ахитофель беспрестанно пытался причинить ему зло, использовал любую возможность нанести ущерб и в результате пал с высочайшей вершины мудрости в глубочайшую пропасть тьмы — покончил с собой в этом мире и потерял долю в мире Грядущем. Так об этом сказано в Мишне: «Три царя и еще четыре человека утратили долю в Грядущем мире. Три царя: Йаравам, Ахав и Менаше… Четверо других: Билам, Доэг, Ахитофель и Гейхази»[3]. Из этой Мишны ясно видно, что Ахитофель был нечестивец и злодей, утративший долю в Грядущем мире.
Наше восприятие этой темы Танаха существенно изменится после ее изучения в свете комментариев наших мудрецов, благословенной памяти. Сказано в книге пророка Шмуэля: «А советы Ахитофеля, которые он давал в те дни, были столь же верными, как если бы человек спрашивал наставления у Б-га…»[4] Повествует Талмуд в трактате Брахот: «Сказал рабби Зеира: до полуночи царь Давид дремал, затем пересиливал себя, как лев. Рав Аши сказал: до полуночи царь Давид занимался изучением Торы, затем восхвалял Всевышнего и возносил ему Песнь. С восходом солнца к царю приходили старейшины Израиля, чтобы обсудить с ним нужды еврейского народа. Он отвечал им как поступить и за конкретным советом направлял к Ахитофелю…»[5] Наши мудрецы отмечают: «Писание не называет Ахитофеля словом “человек”, поскольку он был подобен ангелу»[6]. Так о нем говорится в Иерусалимском Талмуде: «Сказал рабби Ирмея: послание, переданное пророком Шмуэлем царю Давиду (о возведении Иерусалимского Храма) написал Ахитофель, ведомый духом пророчества»[7].
Задумайтесь над величайшим уровнем того, к кому Священное Писание даже не могло применить эпитет «человек»! Его пророческое видение было столь ясным, что, закладывая основы Б-жественного Храма в Иерусалиме, царь Израиля всецело следовал его мнению. И советы Ахитофеля всегда и во всем были верны! Насколько мы далеки сегодня от столь возвышенной ступени! Ведь для того, чтобы приблизиться к самому нижнему уровню пророчества, необходимо исправить свои качества, о чем говорил рабби Пинхас бен Яир: «Тора приводит к осторожности, осторожность — к расторопности, расторопность — к чистоте, чистота — к отделенности, отделенность — к очищению, очищение — к благочестию, благочестие — к скромности, скромность — к боязни греха, боязнь греха — к святости, святость — к духу святости, дух святости приводит к воскрешению мертвых»[8]. И если Ахитофель достиг высочайшего уровня пророчества, значит он обрел самые вознесенные качества души, и совершенно непонятно, как это могло сочетаться со столь непростительными пороками и духовными изъянами.
Мидраш повествует о том, что царь Давид никого не любил так, как Ахитофеля, и всегда и во всем следовал его советам. Когда он узнал, что Ахитофель поддержал восстание Авшалома, решившего захватить царство, вопреки пророчеству о том, что царем Израиля должен стать Шломо, который к тому же был правнуком Ахитофеля, царь Давид обратился к Всевышнему с молитвой: «Расстрой, прошу, совет Ахитофеля, Г-сподь»[9]. Царь Давид не боялся никого, кроме него, и сказал: «Внемли, Б-г, молитве моей и не скрывайся от мольбы моей. Услышь меня и ответь мне…»[10] Обратился к нему Всевышний, благословен Он, — ведь ты же сам сказал: «Если окружит меня стан, не устрашится сердце мое…»[11], «Не боюсь я десятков тысяч народа, что со всех сторон окружают меня»[12]. Ответил царь Давид Всевышнему: «Все верно, я не боюсь никого… кроме Ахитофеля: “Моих врагов я преследую и настигаю, и не возвращаюсь пока не истреблю их”[13]. Однако его я опасаюсь, поскольку он сильнее меня: “Ибо не враг порочит меня — это бы я стерпел; не ненавистник мой возвышается надо мной — я скрылся бы от него. Но ты — человек, по достоинству равный мне, главный надо мной и известный мне. С тобой вместе мы наслаждались тайной, в Дом Б-га ходили в трепете”[14]». Царь Давид уважал и почитал Ахитофеля, как по Закону следует относиться к своему учителю и раввину. Из этих слов Священного Писания мы видим, что Ахитофель был великим мудрецом, из уст которого исходил истинный закон и советы которого «…были столь же верными, как если бы человек спрашивал наставления у Б-га»[15]. Он был столь велик, что Писание даже не могло назвать его «человеком», ибо он был подобен ангелу.
В книге пророка Шмуэля говорится, что Ахитофель не только был раввином царя Давида, но и дедушкой Бат Шевы, матери царя Шломо — следующего царя Израиля, построившего Б-жественный Храм, основание которого заложил его отец. Поэтому, исходя из своего естества или каких-либо внешних причин, Ахитофель не должен был столь сильно ненавидеть царя Давида. Очевидно, что к этому его привело некое высшее пророческое видение. Но как же при таком величии он мог столь сильно заблуждаться?! Все это однозначно указывает на наличие глубочайших сокровенных тайн, недоступных пониманию человека!
При этом из книги пророка Шмуэля, согласно разъяснению Талмуда, следует, что, несмотря на свое духовное величие, Ахитофель утратил долю и в этом, и в Грядущем мире. Мы видим, насколько строг и требователен Небесный Суд и как тяжко наказание даже за самое легкое отклонение от истины, которое может лишить всего даже большого человека. Не без основания сказано, что в Рош Ашана «И раздается трубление великого шофара, и слышится звучание безмолвия. И мчатся ангелы, объятые страхом и трепетом, и возглашают: “Вот день Суда!”»[16]. Ведь Всевышний в первую очередь обращает взор на ангелов… Что же говорить о рожденном женщиной?!
[1] Это выступление Сабы из Слободки записал ученик ешивы рав И.З. Платин, благословенной памяти.
[2] Молитва в Рош Ашана и Йом Киппур.
[3] Сангедрин 10:2. Эти три царя были самыми нечестивыми в еврейском народе. Они грешили и привели к греху свой народ. А четверо «других» — все они были великие в мудрости, однако имели глубоко сокрытый в их сердцах духовный порок, который с течением времени раскрылся и полностью проявился, в результате чего они были низвергнуты со своей ступени и утратили свое духовное величие. — Примечание редактора.
[4] Шмуэль (II) 16:23.
[5] См. Брахот 3б.
[6] Минхат Шай, Шмуэль (II) 16:23.
[7] Иерусалимский Талмуд, Сангедрин 52б.
[8] Авода зара 20б.
[9] Шмуэль (II) 15:31.
[10] Теилим 55:2-3.
[11] Теилим 27:3.
[12] Теилим 3:7.
[13] Теилим 18:38.
[14] Теилим 55:13-15.
[15] Шмуэль (II) 16:23.
[16] Молитва Мусаф в Рош Ашана и Йом Киппур.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»