Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие
А) Люди отличаются друг от друга, и у каждого имеются свои слабые места, на которые в процессе caмoсовершенствования следует обратить внимание (Vilna Gaon to Mishle 14:2).
Б) Месилат Йешaрим (ch.2) сравнивает человека, не уделяющего пристального внимания тому — правильно он поступает или нет, со слепцом, идущим вдоль высокого берега реки. Такой человек рискует упасть в воду, и вероятность того, что он пострадает, гораздо выше, чем возможность избежать несчастья.
В) Человек может пытаться найти кого-то по имени Реувен, но никогда не сумеет найти его. Почему? Потому что не знает его в лицо. Точно также, любой, кто решит начать работу по самосовершенствованию и избавиться от собственных недостатков, должен, в первую очередь, признать в себе конкретные поступки и мысли, характерные для данных недостатков (Chochmah Umussar, vol. 1, p.231).
Г) Для того, чтобы изменить в себе какую-то черту характера, очень важно знать конкретные детали того, чтó вы планируете делать и от каких дел собираетесь отказаться.
Если человек заявляет: «Я не хочу больше быть ленивым» или «Я хотел бы перестать быть высокомерным» — такого рода заявления носят слишком общий характер. Нужно бы сказать более конкретно, чтó вам нужно сделать, чтобы перестать быть ленивым или высокомерным. Например, лентяй мог бы сказать: «Я собираюсь просыпáться в такое-то время каждоe утро; я ежедневно будут уделять учёбе столько-то времени; я сделаю столько-то добрых дел за день». Высокомерный человек может сказать: «Я не буду хвастать такими-то пятью своими достижениями; я буду разговаривать с бóльшим уважением к этим пятерым знакомым; я не стану обращать внимания на недостаки вот этих людей» и т.д. Чем более конкретными будут ваши планы, тем больше будет шансов изменить то или иное своё негативное качество.
Д) Хaфец Хаим говорил: «Мы должны вести учёт своим поступкам точно так же, как ведём учёт нашей хозяйственой деятельности» (Michtevai Chafetz Chayim).
E) Каждая особенность характера — это отдельная тема сама по себе. Когда работаешь над самосовершенствованием, желательно заниматься каждым своим недостатком в отдельности. Чтобы разобраться во всех деталях каждого свойства характера, следует сосредоточиться на каждом из них как на самостоятельной категории. Но если вам удалось избавиться от какого-то конкретного недостатка, это окажет положительное влияние и на другие ваши качества (Torat Avraham, p.48).
Ж) Если вы стремитесь к изменению некоторых аспектов своего поведения, уделите время на ежедневные размышления o следующих трёх моментax:
(1) Разберитесь в деталях своего поведения; составьте конкретный список совершаемых вами ошибок.
(2) Постарайтесь понять причины — почему вы совершаете эти ошибки.
(3) Составьте план — как избавиться от причин, порождающих данные ошибки (Erech Apayim, p. 67).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.