Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие
А) У каждого из нас бывают времена, когда мы поступаем именно так, как следует поступaть. Эти случаи стоят перед нами и служат в качестве примера того, чтó мы, на самом деле, можем сделать, если очень постараемся (Rabbi Dovid Bleicher; Hameorot Hagdolim, p.311).
Испытывая разочарование и обескураженность относительно своей неспособности стать лучше, оглянитесь на свою жизнь, чтобы напомнить себе о тех конкретных случаях, когда вы сумели исправить в себе что-то или же когда совершили благородный поступок. Напомнив себе о прошлых своих успехах, вы обретaeте уверенность в том, что способны и дальше продолжать совершенствоваться.
Б) Существует много областей, в которых вы могли бы думать о том, чтобы исправить свой недостаток, однако, говорите себе: «Я не могу!». И за этим следует заявление: «То, что неосуществимо, то неосущестимо, и моей вины в этом нет». Путь к преодолению этого препятствия состоит в том, чтобы задуматься на минуту: «А чего я достиг в этой жизни? Что я умею?». У каждого есть много положительных качеств, умений, способностей. Взгляните на то, чтó представляет для вас наибольший интерес. Составьте список поподробнее. А сейчас используйте те способности, которые у вас уже есть, чтобы расти и совершенствоваться (based on Tana Dvai Eliyahu and Michtav Mi Eliyahu, vol.3, p.310).
У каждого человека бывают минуты, когда он чувствует сильную заинтересованность в том, чтобы стать лучше. Но беда в том, что такие моменты очень часто быстро улетучиваются. Поэтому чрезвычайно важно предпринять конретные действия, которые послужат гарантией, что вы не останóвитесь на полпути к своей цели. Постарайтесь думать о каких-нибудь ориентирах, которые позволят вам вспомнить вдохновенные моменты и тогдашнюю мотивацию (Heard from Rabbi Chayim Shmuelevitz; see: Sichot Mussar, 1971, essay 4).
А) Услышав мудрую мысль какого-нибудь умного человека, вы можете усилить свою благодарность за услышанное, сказав себе: «Если бы этот великий мудрец пришёл ко мне лично и изложил свои идеи, я бы ценил это до конца дней своих. А сейчас, когда я прочитал (или услышал) эти мудрые слова от его имени, мне следует реагировать на них точно также, и это поможет мне расти духовно» (see: Michtav Mi Eliyahu, vol.3, p.309).
Б) Eсли вам нужно принять решение о том, как поступить в какой-либо конкретной ситуации, воспользуйтесь одним из методов мусса́ра и спросите себя: «А как конкретный великий мудрец поступил бы в данном случае?» (Ohr Yechezkail, p.28). Чаще всего мы обладаем гораздо большей мудростью, чем думаем. С помощью такого метода мы черпаем из этой скрытой мудрости.
В) Люди всё время меняются, и в разные дни мы бываем в различном настроении. Поэтому в определённые периоды на нас окажут больше влияния одни идеи, в то время, как в другие дни эти идеи не произведут на нас должного впечатления, зато другие идеи произведут. Поэтому очень важно, работая над самосовершенствованием, осознавать — какие мысли и понятия впечатляют нас в каждое конкретное время. Встретив идею, задевающую нас за живое и могущую помочь измениться к лучшему, нужно сосредоточиться на ней и почаще повторять её (Divrai Yehoshua 1:6).
Г) Если вы действительно хотите стать лучше, ваше отношение к прослушанной лекции должно быть примерно следующим: «Лектор адресовал свои слова лично м н е. Он указал на некоторые м о и недостатки. И cейчас я должен начать работать над тем, чтобы избавиться от этих недостатков» (Alai Shur, p.97).
Д) Чтение жизнеописания праведников, снабдит вас примерами того, как следует поступать (Ohr Yechezkail, michtavim, p.28).
Хазон Иш говорил: «Биографии великих знатоков Торы — лучшие труды по муссару» (P'air Hador, vol.4, p.148).
Читая истории о великих людях, задавайте себе вопрос: — A как бы я поступил в аналогичной ситуации? Какие поведенческие и оценочные изменения необходимы, чтобы стать похожим на того, о ком я читаю?
Е) Учи́тесь совершенствоваться из каждого предложения, услышанного вами и из каждого события, свидетелем которого станóвитесь. К примеру, один праведный человек стоял как-то у раскрытого окна. Проходивший мимо дома сапожник остановился и спросил его: «Tебе нужно что-нибудь починить?» (oн, разумеется, имел в виду обувь). Но наш праведник тут же ухватился за эту мысль для самоанализа, чтобы понять — нужно ли ему что-нибудь «починить» в себе.
Ж) Когда Вс-вышний бывает особенно добр к вам, возьмите на себя обязательство — стать лучше. Это обычай людей, которые преуспели в совершении добрых дел (Pachad Yitzchok, Igrot Uktavim, p.207).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»