Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все наши поступки должны проистекать из милосердия, в нем скрыта тайна возвышенности человека

Часть I [1]

«Сказал рав Йеуда от имени Рава: гостеприимство важнее пребывания в свете Б-жественного присутствия, как сказано: “И он произнес: господа мои, если я обрел милость в глазах твоих, не пройди мимо раба твоего…” (Берешит 18:3)» (Шаббат 127а).

Наше понимание долга милосердия поверхностно и упрощено. Только углубленное размышление над словами наших мудрецов, благословенной памяти, и проникновение во все новые сферы знания поможет нам осознать, сколь далеко простирается обязанность милосердия, и мы получим истинное представление о его значимости. И тогда даже малейшее действие, самый незаметный поступок, будет чрезвычайно важен.

Всевышний сотворил человека, чтобы даровать ему добро: «Ибо сказал я: мир построен на милосердии; Небеса — на них утвердил Ты верность Свою»[2]. Так это было: «И создал Г-сподь Б-г человека из праха земного, и вдохнул в его ноздри дыхание жизни…»[3] — это дух великого Б-га, из уст Которого — знание и понимание, ибо дуновение, согласно выражению Рамбана, является передачей части своей души. И ради человека, сотворенного по «образу Б-га», были созданы многие наслаждения, целый мир наполнился изобилием милосердия и блага, чтобы он удостоился вечного счастья, сияния Б-жественного присутствия и близости к Г-споду.

Но как ему подняться на столь высокий уровень? Какова задача, возложенная на высшее из творений, созданное по «образу Б-га»? — Человек должен уподобиться своему Господину. Главным и центральным принципом сотворения человека и мира, призванного ему служить, является милосердие Б-га к людям. Он сотворил их по «Своему образу», возвысил над всеми творениями, вознес над ангелами и всеми духовными сущностями и одарил всевозможными удовольствиями и наслаждениями. И мы обязаны перенять свойства Создателя для того, чтобы целью нашего пребывания в мире было исключительно милосердие. Таково наше истинное предназначение, и только исполнив его, мы сможем подняться на высшие ступени.

Все наши поступки должны проистекать из милосердия, в нем скрыта тайна возвышенности человека — «…и ходи Его путями»[4] — «Уподобься Ему: как Он милосерден, так и ты будь милосерден…»[5] Милосердие — это основа, корень, который питает, поддерживает и возвеличивает человека; а совершаемые им дела — ветви. Если он не черпает чистые воды из источника святости, то усыхает, утрачивая возможность взойти на новую, более высокую духовную ступень. Только милосердие укрепляет его силу, в нем источник его величия, и в этом — весь человек.

«Уподобься Ему» — оказывай милосердие людям так же, как это делает Г-сподь по отношению к тебе. Дай ближнему все, что в твоих силах, — все удовольствия, наслаждения и радости, но даже тогда ты еще не полностью исполнишь свою обязанность. Даруй ему не только наслаждение этого мира, «материальное ради духовного», но и духовность, свободную от любой посторонней примеси, помоги ему обрести заслуги, прийти к мудрости и пониманию, осветить разум, очистить сердце. Речь идет не только о таком даре, от которого принимающий обогащается, а дающий не беднеет — «От своих учеников я научился большему, чем от всех других людей». Это касается духовного жертвования, совершаемого ради другого человека.

Перед тобой самое важное и возвышенное духовное явление, единственное в своем роде; и чтобы в мире появился еще один счастливый человек, ты обязан чем-то поступиться ради его блага. И на самом деле это вовсе не потеря, ведь основа основ — милосердие — благо для ближнего. И если человек совершает столь великие деяния, то обретает самую большую духовную заслугу, которая только есть в мире.

Сказали наши мудрецы: «Поступись своим желанием ради другого, потому что так поступили Рахель ради Леи и царь Давид ради царя Шауля»[6]. Наша праматерь Рахель была готова утратить величайшее духовное сокровище — стать женой Яакова, избранного из праотцов, образ которого увековечен под Престолом славы Б-жественной Колесницы! «Ибо Яакова избрал Себе Г-сподь, Израиля — Своим сокровищем»[7], чтобы он стал родоначальником двенадцати глав колен Израиля — основы избранного народа, чистого и свободного от всякой примеси, которому принадлежит вечное будущее. Ради сестры Рахель пожертвовала величайшим благом — стать женой нашего праотца Яакова и праматерью святого народа, предназначенного для служения. Речь идет не только об отказе от возвышенной духовной доли ради счастья другой женщины. Человек обязан пожертвовать даже самой высокой духовностью всего лишь для материального благополучия ближнего.

Заповедь гостеприимства более важна, чем пребывание под сенью Б-жественного присутствия, как мы учим из поступка Авраама: «И явился ему Г-сподь в дубраве Мамрей… И он возвел очи свои и увидел: и вот, трое людей предстали перед ним, и он увидел и побежал им навстречу…»[8]

Насколько это удивительно: заботу о людях Авраам предпочел пребыванию в свете Б-жественного присутствия! «Сказал ему Всевышний: пока ты не вступил в Мой Завет, к тебе приходили необрезанные, — а теперь Я и Моя свита открылись тебе, как сказано: “И возвел он очи свои и увидел…”[9] — созерцал Б-жественное присутствие и мир ангелов. Наш праотец отказался от высшей духовности, которой только что удостоился, — пребывания в свете Б-жественного присутствия ради оказания почета гостям, которые показались ему простыми кочевниками, поклоняющимися пыли на своих ногах. Он попросил у Всевышнего разрешения и пошел им прислуживать. Однако от этого он ничего не потерял. Подать кусок хлеба и глоток воды путникам важнее пребывания в свете Б-жественного присутствия, ведь это заповедь гостеприимства! Оказание почета гостям — это высшее проявление милосердия, поскольку в нем — весь человек, основа его существования, тайна величия и безграничной вознесенности.

Часть II [10]

“Вот, праведнику воздастся на земле, тем более нечестивцу и грешнику” (Мишлей 11:31).

Еще до дарования Торы, раскрывшей истинную сущность милосердия, человек должен был постичь собственным разумом, что милосердие — не только высшая ступень праведности, большая, чем требует Закон. Оно — фундамент и основа мира, и дает людям право на существование на земле.

И даже если бы нам не была дарована эта заповедь, человек был бы обязан сам ее осознать через всеобъемлющее и глубокое изучение, пронизывающее все пространство мироздания в целом и каждое творение в отдельности. Так можно увидеть и понять, что все сотворено во имя милосердия, являясь кирпичиком в его великолепном здании: “Ибо сказал я: мир построен на милосердии; Небеса — на них Ты утвердил верность Свою”[11].

Каждое творение с верой и радостью исполняет свое предназначение, ради которого оно было создано. Солнце светит всему миру — “И оно, как жених, выходит из-под свадебного балдахина, радуется, как богатырь, пробежать путь”[12], земля дает всем свои плоды: “И душа моя как прах для всех будет”[13] — земную почву все попирают ногами, а она при этом взращивает чудесные дары для всего живого.

Человеку следует учить законы милосердия, наблюдая за каждым творением. Как каждое создание делает добро сообразно своей сущности и качествам, так и человек должен творить в мире милосердие согласно своему величию и возможностям. А ведь он — высшее из творений, великолепие мироздания, и обязан исполнить свое предназначение соразмерно своему величию. Сказано в Теилим: “Небеса — Небеса Господу, а землю Он отдал сыновьям человека”[14] — в его распоряжении весь мир блага и наслаждения. И он может воспользоваться этим сокровищем ради возвышенной цели.

Но есть и более глубокий подход. В действительности нет необходимости перенимать учение о милосердии у других земных существ. Их поступки не соответствуют милосердию, подобающему человеку — высшему из всех творений. Учение о милосердии он должен воспринять непосредственно из его Источника.

Человек создан по “образу Б-га”, и это обязывает его уподобиться Творцу. В мироздании раскрывается отношение Всевышнего к Своим творениям: “Милосердием Г-спода полна земля…”[15] И мы не можем постичь, сколь значимо милосердие для мироздания. Ведь все его составляющие собираются воедино и устремляются в одном направлении. Каждое мельчайшее творение — комар, червь — вносит свой вклад в мироздание, и благодаря ему оно обретает полный и совершенный вид. Необходимо это понять и уподобить свои добрые дела милосердию Всевышнего к Своим творениям.

Осознав этот центральный принцип милосердия в его истинном виде, человек возвышается, развивается и приближается к совершенству и истинному милосердию и сверяет с ним все свои дела, поступки и движения, размышления и рассуждения, открытия и творчество. В этом и состоит его обязанность уподобиться своему Творцу. Но если он этого не делает, то лишается величия и великолепия. Человек создан по “образу Б-га” и способен Ему уподобиться, но вместо этого он ограничивает в себе эту чудесную силу, принижает свое небесное величие до самой земли.

Ему необходимо понять: “Комар предшествовал тебе при сотворении мира”[16], поскольку у него есть право на существование в мире, а уклоняющийся от деяний милосердия лишается этой заслуги. Мы видим это на примере жителей Сдома, от которых не осталось ни следа, — а ведь их вина состояла именно в том, что они не поддерживали бедного и нуждающегося. И не только тот, кто вообще далек от милосердия, теряет право на существование. Даже когда человек оказывает людям добро денно и нощно, не прерываясь ни на мгновение, и его деяниям всегда предшествует глубокое и внимательное размышление об их нуждах, — все же, если в его поступках обнаружится хоть какое-то несовершенство, он будет сурово наказан.

Повествует Мидраш: “Сказал рабби Леви: Ноах и его сыновья все двенадцать месяцев пребывания в ковчеге не знали сна, заботясь о нуждах всех зверей и птиц. Рассказывает рабби Акива: они своими руками принесли в ковчег связки веток для слонов и песок для страусов… Некоторые животные едят в два часа ночи, другие — в три… Ты можешь убедиться в том, что они не знали сна, из слов рабби Йоханана, сказанных от имени рабби Элиэзера, сына рабби Йоси Аглили: однажды Ноах задержался с пищей для льва, и тот так сильно его ударил, что Ноах стал хромым. Поэтому сказано: “И остался только Ноах…”[17] Слово “только” указывает на то, что Ноах был “уменьшен”, утратил свою цельность и право приносить жертвы. Поэтому вместо него служение осуществлял его сын. И об этом сказано: “Вот, праведнику воздастся на земле, тем более нечестивцу и грешнику”[18][19].

Насколько безмерно милосердие человека! Прежде чем войти в ковчег, Ноах позаботился обо всем необходимом для каждого живого существа — заготовил “связки веток для слонов и песок для страусов”. А там было много тысяч различных видов живых существ, и каждого он обеспечил пищей и всем, в чем тот нуждался, согласно его природе и обычаю. А когда все они вошли в ковчег, Ноах и его сыновья превратились в прислугу, которая заботилась обо всей этой живности и вовремя ее кормила. В два часа ночи, в три часа ночи, все двенадцать месяцев они не знали сна, — можно ли представить себе большее милосердие? Они столь преданно прислуживали животным целых двенадцать месяцев, без минуты сна и отдыха, кормили и пеклись о них с такой жалостью и мудростью, что одна маленькая птичка не смогла вынести страданий Ноаха! Об этом повествует Талмуд: “Рассказал Шем, сын Ноаха: однажды мой отец увидел маленькую птичку, которая забилась в расщелину ковчега. Он спросил ее: “Разве тебе не нужна еда?” И та ответила: “Я вижу, как неустанно ты хлопочешь, и решила не утруждать тебя заботой о себе””[20]. Ноах тратил столько сил на обеспечение питанием всех обитателей ковчега, что эта птичка решила затаиться в уголке и страдать от голода, лишь бы не заставлять Ноаха трудиться ради нее.

И при всем этом, когда в его невероятном милосердии обнаружился легчайший изъян, минутная невнимательность — он задержался с едой для льва — с ним случилась такое несчастье! Ноах не морил хищника голодом, а лишь ненадолго пропустил положенный час. И, возможно, вся его ошибка состояла лишь в том, что вначале он накормил другое животное, опередив одно доброе дело другим. И за это он был сурово наказан как телесно — получил увечье, так и духовно — больше не мог быть священником и приносить жертвы Б-гу, утратив свое великолепие.

Удивительно, сколь многого от нас требует заповедь милосердия! А ведь она даже не была возложена на Ноаха. Малейшее упущение и недостаток в ее исполнении — это огромное преступление: “Вот, праведнику воздастся на земле, тем более нечестивому и грешнику”[21]. Что же обязывает нас творить такое удивительное милосердие, если не заповедь уподобиться Творцу? Милосердие Г-спода совершенно, и мы обязаны перенять его, а минутное ослабление внимания — это падение, унижение величия и почета человека, сотворенного по “образу Б-га”. Наше милосердие должно быть чистым и свободным от всякого изъяна; и если мы будем его осуществлять в сосредоточенности мышления и сил, — то станем источником истинного добра.

Но, с другой стороны, искра милосердия не пропадает даже во мраке жестокости; его сила велика и свет ярок. Об этом сказано: ““Преступление дочери народа Моего превысило грех Сдома, перевернутого в мгновение…”[22] Но если так, разве в Высшем суде возможна несправедливость? Сказал Раба от имени рабби Йоханана: одним свойством Иерусалим превосходил Сдом, о котором сказано: “Вот в чем заключалось беззаконие сестры твоей Сдом: гордыня, пресыщение хлебом и покой были свойственны ей и дочерям ее, а руки бедного и нищего она не поддерживала”[23]. А о Иерусалиме сказано: “Руки милосердных женщин варили детей своих; были те пищей для них во время гибели дочери народа Моего”[24][25]. Однако именно милосердие послужило народу Израиля искуплением, благодаря чему Иерусалим не был уничтожен, как Сдом.

Пророк Ирмеягу оплакивает разрушение Храма: “Преступление дочери народа Моего превысило грех Сдома…”[26] — евреи грешили больше, чем жители Сдома, от которых не осталось никакой памяти. Благодаря чему же сыны Израиля удостоились жизни на земле, получили весь сокрытый в мире свет и сами стали светом для всего мира? — “И избавленные Г-сподом возвратятся, и придут в Цийон с радостью, и вечное ликование на их головах, веселье и радость они обретут, и отступят печаль и стенание!”[27] Благодаря единственному свойству — милосердию к ближнему, в силах которого спасти от разрушения, постигшего Сдом и Амору, — избавить от гибели навек.

Какой же вред наносит малейшая невнимательность даже в тех добрых делах, которыми славился Ноах! И как ярок свет даже его единственной искры!


[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в “Ор Ацефен”.

[2] Теилим 89:3.

[3] Берешит 2:7.

[4] Дварим 28:9.

[5] Иерусалимский Талмуд, Пеа 3а.

[6] Трактат Кала, гл. 3.

[7] Теилим 135:4.

[8] Берешит 18:2.

[9] Там же.

[10] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в “Ор Ацефен”.

[11] Теилим 89:3.

[12] Теилим 19:6.

[13] Молитва “Шмоне Эсре”.

[14] Теилим 115:16.

[15] Теилим 33:5.

[16] Сангедрин 38а.

[17] Берешит 7:23.

[18] Мишлей 11:31.

[19] Мидраш Рабба, Берешит, гл. Ноах.

[20] Сангедрин 108б.

[21] Мишлей 11:31.

[22] Эйха 4:6.

[23] Йехезкель 16:49.

[24] Эйха 4:10.

[25] Сангедрин 104б.

[26] Эйха 4:6.

[27] Йешаягу 35:10.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше