Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Намного легче попытаться убедить другого человека изменить себя, чем измениться самому

А) Если человек не будет работать над исправлением своих качеств, он останется со всеми своими отрицательными характеристиками (Hashlomat Hamidot, ch.2).

Б) Известно, что «Привычка — вторая натура». То есть, если вы формируете в себе привычку, она становится частью вашего характера, и её потом крайне трудно изменить и совершать поступки, противоположные данной привычке (Daat Chochmah Umussar, vol.1, p.1).

В) Человек в состоянии изменить поведение разумно пользуясь своим интеллектом. Существует два аспекта для изменения характера: перестать пользоваться дурными привычками или же изменить свой характер, чтобы привычным стало делать то, что подобает делать (Rabbi Yisrael Salanter; Ohr Yisrael, p.63)

Люди отличаются характером, и для одного некоторые вещи легко выполнить или отказаться от их выполнения, а для других тоже самое будет представляться трудным. Когда же дело касается привычек, всё может быть наоборот. Недостаточно овладеть тем, что кажется лёгким. Скорее, человек должен стараться делать то, что правильно, даже если он так не считает (ibid. p.64).

Рабби Исраэль Салантер говорил: «Гораздо труднее изменить в человеке порочную черту характера, нежели изучить весь Талмуд» (Tnuat Hamussar, vol.1, p.302).

Г) «Любые начинания трудны» (Мechilta, Yitrо). Если хотите изменить любой аспект в своём характере, вам придётся усердно поработать. Сначала вам необходимо будет постоянно концентрироваться на той области, в которой хотите измениться (Erech Apayim, p.66). Из-за того, что на первых порах трудно изменить себя, некоторые боятся, что для них это будет болезненно и неприятно. На самом же деле тяжело только вначале. После того, как вы сформируете в себе привычку поступать и думать по-новому, это станет вашей второй натурой, и вы обнаружите, что новая модель поведения стала для вас непринуждённой.

Д) Намного легче попытаться убедить другого человека изменить себя, чем измениться самому (Maarchai Laiv, p.51).

Е) Даже если бы возможно было человеку исправить свои характеристики с помощью физических операций, это не должно было бы стать его желанной целью. Задача заключается в том, чтобы исправить свои недостатки собственным тяжёлым трудом (Michtav Mi Eliyahu, vol.3, p.174).

Ж) Для того, чтобы идея взволновала вас, одного интеллектуального знания недостаточно. Идею необходимо прочувствовать эмоционáльно, прежде, чем она действительно сможет изменить ваши многолетние привычки. Рабби Элиягу Элиэзер Десслер приводил в качестве примера одну из собственных привычек, причинявшую ему физическую боль в течение нескольких часов после того, как он совершал определённое действие. Ему очень тяжело приходилось преодолевать в себе эта качество, потому что сила привычки в данный момент была устойчивей, чем знание того, что она принесёт ему физическую боль в будущем. Это то, с чем мы сталкиваемся во многих ситуациях. И необходимо приложить много усилий, чтобы прочувствовать потенциальный вред от плохих привычек и отрицательных качеств (Michtav Mi Eliyahu, vol.1, p.79).

З) Чтобы преодолеть в себе лень, требуется действовать. Недостаточно только лишь изменить образ мыслей. Размышление о лени может также быть результатом лени: чтобы найти оправдание и продолжать отдыхать и ничего не делать (Torat Avraham, p.395).

И) Если хотите стать лучше, вам не следует впадать в ошибку, думая, что вы можете сделать это, лишь выдавая желаемоe за действительное. Хaфец Хаим говорил, что если человек действительно хочет измениться и расти духовно, он должен ежеднeвно посвящать достаточное количество времени работе над самосовершенствованием (Hameorot Hagdolim, p.311).

К) Если человек, желающий измениться к лучшему, меняет всего лишь несколько незначительных привычек, но не пытается изменить лежащую под ними основу, он, на самом деле, не меняется. Рабби Алтер из Невардока сравнивал такого человека с карликом, который однажды проснулся среди ночи и был вне себя от радости, обнаружив, что неожиданно стал намного выше ростом. И в чём он видел доказательство этого? Раньше его ноги не достигали края кровати, а сейчас они простираются от одного края кровати до другого. И только разобравшись в чём дело, он понял, что единственное, что изменилось, это то, что вместо того, чтобы лежать вдоль кровати, он лежал поперёк неё. Но сам-то он не изменился! Аналогично — единственное реальное изменение происходит тогда, когда вы исправляете причину — источник своего поведения (Tnuat Hamussar, vol.4, p.308).

Более того, Реб Алтер говорил, что если некто лишь говорит, что намерен измениться, без того, чтобы практически сделать что-либо в этом плане, он ведёт себя подобно человеку, плывущему на корабле в западном направлении. Вдруг, посреди путешествия, он передумал и решил плыть в восточном направлении. Но вместо того, чтобы сойти в ближайшем порту с корабля и найти другой, плывущий на восток, он поворачивает лицо в сторону востока. И хоть человек этот выказал интерес к изменению направления своего путешествия, он всё равно прибудет туда, куда направлялся изначально (Tnuat Hamussar, vol.4, p.306).


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»