Из цикла «До Потопа и после», темы: Человек, Вегетарианство, Берешит, Глава Берешит, Сотворение мира, Долголетие, Рав Александр Красильщиков, Адам и Хава
Для более поздних поколений ранняя смерть являлась серьёзным препятствием для развития цивилизации. Люди не успевали за свою короткую жизнь осуществить многие из своих начинаний и те, кто приходил им на смену, повторяли ошибки своих отцов, заново наживая опыт.
Адам этих неудобств не испытывал. Он продолжал свою деятельность год за годом, век за веком, накапливая умения, достигая результатов, и, самое главное, успевая передать свои знания следующим поколениям. Он был поистине учителем и вождём раннего человечества.
Конфликты между людьми и даже убийства случались и в ту эпоху, как например столкновение Каина и Эвеля, но опустошительных войн, отбрасывающих человечество назад, стирающих напрочь плоды деятельности целых поколений, пока удавалось избегать. Жизнь развивалась стремительными темпами, накопление знаний и опыта происходило непрерывно и это вело человечество от одного открытия к другому.
Ни человек, ни животные не были сотворены, чтобы умереть. Соответственно, и мяса для еды тоже не было. После всего, что случилось, когда человек, а с ним и животные стали смертными, употребление в пищу мяса осталось под запретом. Человек по своей физиологической природе более приспособлен к усвоению растительной пищи, а не мясной. Это видно из устройства человеческих зубов.
Животные, смирные по характеру, также питаются растительной пищей.[1] Употребление мяса в пищу будет разрешено впоследствии лишь потомкам Ноаха, которые расселятся по всей земле.[2] В глазах первых людей убийство животного было сродни убийству человека в наши дни.[3] Более того, в человека изначально были вложены знания о пищевой пригодности растений, а также об их целебных свойствах, так же как и вреде. В этом вопросе нельзя было опереться на опыт или пробу, поскольку ядовитых растений тоже хватало, и результат мог оказаться плачевным.[4]
Развитие человечества не везде шло одинаково. Те, кто остались в центре цивилизации, движимой интеллектом и усилиями Первого человека, имел несравненное преимущество перед многочисленными одиночками, впоследствии отделившимися и ушедшими на поиски новых земель. Если первые держались на «гребне прогресса», пользуясь всеми технологическими и бытовыми благами, то последние, уходя в далёкие дали, частенько не могли отыскать обратной дороги. В результате связь с ними терялась. Предоставленные сами себе, странники и их потомки, забывали накопленные человечеством знания и опыт. Они стремительно деградировали. Суровые условия жизни, заставлявшие заботиться лишь о самых необходимых вещах, приводили их к упадку. Жизнь этих отделившихся племён становилась всё примитивней, доходя порой, при совершенном отсутствии моральных критериев, до полной дикости. Именно из этих странствующих одиночек, разошедшихся по далёким окраинам мира, произошли первобытные, дикие народы, существовавшие вдалеке от цивилизации….[5]
И всё же, эта деградация не стала правилом. Некоторые одиночки, даже потеряв связь с очагом цивилизации, частенько сохраняли свои знания и расширяли опыт, умудряясь передавать накопленные культурные богатства следующим поколениям. Результатом стало то, что в нескольких местах возникли культуры с уникальным укладом. Все они, самобытные и разные, походили друг на друга основными чертами, связанные общим происхождением, все они хранили память и веру в Высшую Силу, господствующую в мире. [6]
[1] Мидраш Агада, 1, 29; Берешит Раббати, 10, 9.
[2] Мальбим.
[3] РоШ.
[4] Раби Саадия-Гаон.
[5] Даат Софрим.
[6] Даат Софрим
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»