4 января, темы: Америка
Еврейский народ понёс невосполнимую утрату. 2 января 2024 года, в США, на 87-м году жизни, скончался рабби Матитьяу Хаим Саломон, духовный наставник крупнейшей в Северной Америке ешивы "Лейквуд" в Нью-Джерси, большой Праведник, которого старейшие руководители ешив называли — Дар жизни.
Много десятков лет рав Соломон являлся одним их духовных руководителей всего еврейского народа, и не только англоговорящих евреев. Он неоднократно приезжал в Россию, заботился о возвращении оторванных от корней русскоязычных евреев к еврейству, не раз выступал на собраниях и диннерах в Америке с призывами помогать этому процессу. В том числе — неоднократно и от всего сердца помогал организации "Толдот Йешурун"
Рабби Саломон родился в английском городе Гейтсхед, в семье рабби Яакова и Эттель Саломон. Он учился в ешиве, а затем — в колеле в Лондоне. Проучившись у руководителя ешивы Эц Хаим рабби Элияу Лупьяна меньше года, рабби Саломон всю жизнь считал его своим раввином. Рабби Саломон был женат на Мириам, дочери Авраама Цви Фалька и сестре рабби Песаха Элияу Фалька.
Почти 60 лет назад рабби Матитьяу был назначен духовным наставником ешивы Гейтсхед, возглавляемой рабби Моше Швабом. Позже он сменил рабби Шваба на посту старшего духовного наставника в ешиве и занимал эту должность более 30 лет. Весной 1998 года рабби Саломон стал духовным наставником ешивы Лейквуд в США.
Несмотря на ухудшение здоровья и частые госпитализации в последние годы, дух рабби Саломона оставался глубоко связанным с ешивой Лейквуд и миром Торы в США. Его преемником в Гейтсхеде стал рабби Мордехай Йосеф Карновский.
Рабби Матитьяу Саломон активно поддерживал организацию Толдот Йешурун, выступал на наших мероприятиях в США, был в теплой дружбе с равом Бенционом Зильбером, состоял в американском Совете Раввинов Толдот Йешурун — и тысячи русскоязычных евреев получили Тору благодря этому скромному, очень доброжелательному Человеку с большой буквы...
Прощание с рабби Матитьяу Саломоном состоялось в среду, 3 января 2024 года, в 12:00 по времени Нью-Джерси, в зале ешивы Лейквуда Beth Medrash Govoha Yeshiva. В мероприятии приняли участие тысячи знатоков Торы из Израиля и из США, а также видные главные раввины и руководители ешив. На следующий день, 4 января, прощание с Равом Соломоном состоялось в Иерусалиме, в ешиве "Мир", где также собрались тысячи людей почтить память Праведника. Рабби Саломон был похоронен на Святой Земле в Иерусалиме, на кладбище «Ар а-Менухот».
На фото - рабби Матитьяу Соломон выступает на диннере "Толдот Йешурун".
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»