Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Признак невежды — похвальба»Книга Зоар, Балак 193, 2

У зеркала два лица 15. Часть II. Изменения и исправления 3. Осознайте свои способности к изменениям

Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Еврейская этика, Мусар, Саморазвитие

Когда человек развивает в себе привычку, совершая какое-либо конкретное действие, эта привычка, в конечном итоге, становится частью его самогó в стремлении совершать это действие

А) Рабби Исраэль Салантер всегда учил, что в нас заложено больше возможностей для самодисциплины, чем мы сами осознаём. Он писал:

«Человек не должен говорить о своих недостатках: “Я таков, каков есть. И человек не может изменить свою природу”. Это не верно, что человек не в состоянии изменить себя. Если вы сильно постараетесь, то сможете преодолеть свои вредные привычки и перестанете совершать неправедные поступки. Вы сумеете также научиться совершать добрые деяния, которых никогда ранее не совершали, если будете переучиваться и закреплять с помощью повторения то хорошее, что сделали» (Chayai Hamussar, vol.2, p.29).

Б) Если, стараясь изменить себя и просматривая идеи, которые могли бы оказать на вас положительное влияние, вы не увидите немедленного прогресса, не отчаивайтесь. Зачастую необходимо повторять одни и те же идеи снова и снова, пока не появятся заметные перемены. Каждый раз, когда вы пересматриваете какой-либо принцип, он оказывает на вас определённое влияние, даже если оно настолько мало, что его нельзя заметить. Наберитесь терпения и продолжайте стараться. Работая над самосовершенствованием достаточно долго, вы, в конечном итоге, совершите прорыв (Rabbi Yisrael Salanter; Ohr Yisrael, p.58).

В) Рабби Меир Шалом из Порисова говорил: «Я гарантирую любому, кто захочет повысить свой духовный уровень, что, если человек сделает всё, что от него зависит при своих нынешних возможностях, он непременно достигнет большего, чем обладал до сего времени» (Derech Tzadikim, p.19).

Г) Даже если человек являет собой очень отрицательную личность, он всё равно имеет возможность стать лучше, если искренне постарается (Mussar Hatorah, p.50).

Д) И хоть очень трудно человеку с отрицательными качествами измениться и стать лучше, но если он решительно настроен на перемены, то добьётся успеха. Человек, настроенный решительно, достигнет всего, что задумает. Если вы полны решимости избавиться от любых отрицательных качеств, нет никакого сомнения, что вы добьётесь своего (Maaneh Rach, ch.6).

E) Одним из основополагающих принципов Торы является наличие у каждого человека свободы выбора и больши́х потенциалов для изменения отрицательных аспектов в своём характере и в своей личности. Многим кажется, что, поскольку до сих пор они поступали определённым образом, — в этом и заключается их иcтинная натура, и они ничего не могут с этим поделать. Такое представление совершенно неверно. Любой человек, решительно настроенный на исправление недостатков, обладает больши́ми потенциальными возможностями для таких изменений (Torat Hanefesh, 110-111).

Ж) Когда человек развивает в себе привычку, совершая какое-либо конкретное действие, эта привычка, в конечном итоге, становится частью его самогó в стремлении совершать это действие. Привычка имеет власть над любым возможным действием. Даже к тому, чтó он в настоящее время ненавидит, он может впоследствии развить любовь. Аналогично, вам может казаться, что вы никогда не постýпите определённым образом, но если так случится, что вы проделали это два или три раза, вам станет относительно легко и дальше делать это (Dubner Magid; Sefer Hamidot: shaar hadaat, ch.3).

Делая что-то, что вам кажется отрицательным, вы изменяете своё отношение к этому действию. Поэтому, говорили наши мудрецы, когда человек совершает проступки несколько раз, он теряет своё отрицательное отношение к этим действиям. Но данный закон человеческой природы может быть использован и положительным образом (Rabbi Isaac Sher; Introduction to Heshbon Hanefesh).

Если в вас вызывает беспокойство какое-то предстоящее дело, например, произнесение публичной речи или беседа с определённым человеком, наилучшим противоядием будет: делать то, что неприятно, даже если вы испытываете дискомфорт во время этих действий. И если вы практически сделаете некоторое количество раз то, чего боялись, ваш страх, скорее всего, утихнет. И даже если ваше беспокойство ещё останется, вы сможете на опыте убедиться, что оно само по себе не столь плохо, сколь боязнь этого беспокойства. Мужество не обязательно означает, что у вас нет страхов, oно означает, что вы полны решимости действовать, несмотря на эти страхи.

З) Существует множество аспектов в вашей индивидуальности, которые вам будет крайне трудно совсем искоренить в себе. Но в вас всё ещё имеется достаточно способов, чтобы оградить и подстраховать себя, дабы не столкнуться с искушением (see: Darkai Mussar, pp.12-13).

И) Одним из подходов к жизни, позволяющим преодолевать препятствия и использовать свои потенциалы, является выработка привычки смотреть на каждый день как на страницу своей биографии. Вы пишете книгу. И эта книга содержит в себе все ваши поступки и слова. Взгляд на жизнь под таким углом обладает большой силой для человеческой мотивации. Если бы вы знали, что биограф делает за вами записи всех ваших поступков, вам было бы легче вести себя более взвешенно, чем вы обычно себя ведёте (see: Ohr Yechezkail, michtavim, pp.40-41).


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше