Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие
А) Виленский Гаон отмечал, что если человек просыпается утром и принимает позитивные решения, он получает помощь, необходимую для воплощения этих планов (Sichot Mussar Shel Rabbi Noson Wachtfogel, p.68).
Б) Не существует таких помех или препятствий, которые человек не смог бы преодолеть, если он только очень сильно пожелает (Rabbi Nachman of Breslav; Likutai Aitzot Hasholaim).
В) Если у вас имеется сильноe желаете изменить себя и стать лучше, нет никаких сомнений, что вам это удастся. Ничто не может стоять на пути человеческой воли. Если вы действительно желаете изменить себя, то найдёте необходимые для этого средства и методы (Rabbi Y. Hurwitz; Madraigot Haadam: Tikun Hamidot).
Рабби Йосеф Гурвич из Невардока говорил: — Я никогда не задумывался над тем, могу или не могу я сделать что-то. Всё моё внимание было сосредоточено на одном вопросе: «Нужно мне это или не нужно?». И как только понимал, что должен что-то предпринять, я всегда способен был это осуществить (Chayai Hamussar, vol.1, p.49).
Г) Хазон Иш писал, что корень всех наших качеств включает в себя одну положительную и одну отрицательную характеристику. Отрицательная характеристика позволяет нашей жизни раскрыться естественным образом и без того, чтобы работать над самосовершенствованием. И даже безо всякого старания можно стать знатоком в обладании плохими качествами. Мы станем специалистами по вспыльчивости, экспертами в мстительности, мастерами высокомерия и т.д. Мы не упустим ни одного отрицательного качества, о котором упоминали наши мудрецы. Базовая же положительная характеристика, наоборот, определяется решимостью следовать своим моральным и этическим принципам, а не устремляться за собственными желаниями. И при таком подходе мы будем бороться со всеми своими порочными качествами вместе взятыми (Chazon Ish; Emunah Ubitochon).
Д) Если у человека есть серьёзное желание расти духовно, он невольно будет думать, что способен достичь цели. Если же он чувствует, что не может изменить себя и не в состоянии стать лучше, это вовсе не означает, что человеку не хватает способностей для этого. Иногда это случается оттого, что ему недостаёт честолюбия, необходимого для совершения изменений. Ему следует сосредоточиться на усилении своей воли, чтобы достичь бóльших высот в духовном росте. И если он сумеет развить в себе повышенное честолюбие для духовного роста, он тут же почувствует, что способен сделать это (Michtav Mi Eliyahu, vol.3, p.20).
Е) Если вам не удаётся исправить намеченное, не пытайтесь оправдать неудачу разного рода отговорками. Единственное, чего вам не хватает, — это желания измениться. Если же вы искренне стремитесь к духовному росту и используете все свои потенциальные возможности, тo, несомненно, сумеете добиться своего (Ohr Yohail, vol.3, p.54).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»