19 октября 2023 года, темы: СМИ, Государство Израиль, Арабо-израильский конфликт, Батшева Эскин
Фраза «Никогда больше!» давно и крепко связана в нашем сознании с недопустимостью повторения Катастрофы. Создание Государства Израиль, принятие Конвенции о геноциде, провозглашение Всеобщей декларации прав человека — всё это события 1948-го года, которые должны были гарантировать, что зверства нацистов никогда больше не повторятся.
Что означают слова «никогда больше» — обещание, предупреждение, угрозу, напоминание? Или это что-то вроде пароля и отзыва, которыми обмениваются евреи с филосемитами и друзьями Израиля, чтобы показать друг другу своё расположение? Ведь пока мы повторяем эти слова, антисемитизм в мире продолжает разрастаться.
С тех пор, как в 2017-м году вышел документальный фильм «Never Again Is Now», указывающий на угрозу нового Холокоста и рост антисемитизма в XI веке, в социальных сетях стал распространяться хэштег #NeverAgainIsNow. Примерный перевод этого хештега — «Никогда больше происходит сейчас». Несмотря на стилистическую неточность фразы, её суть ясна: то самое, про которое мы решили после Второй мировой, что оно «никогда больше» не должно повториться, происходит прямо сейчас у нас на глазах. Как бы это ни называли — геноцид, Катастрофа, Шоа, резня или Холокост — оно остается стремлением уничтожать евреев за то, что они евреи. Это произошло только что, в Израиле. И будет происходить снова, если мы не объединим наши усилия и не лишим террористов поддержки мировой общественности.
Так что же значит наш лозунг «никогда больше»? В 1945 году, после освобождения нацистских лагерей смерти, мир облетели страшные фотографии, однозначно свидетельствующие о невыразимых ужасах, голоде, жестокостях и зверствах в Белжеце, Собиборе, Треблинке, Хелмно… После одного взгляда на подобные кадры все должны были проникнуться сочувствием к невинно убитым миллионам евреев. Но прошло всего несколько месяцев — и вспыхнул еврейский погром в Кракове, а еще через несколько месяцев — в Кельце. В той самой Польше, где в годы Катастрофы было уничтожено около трех миллионов евреев, в сердцах погромщиков не нашлось жалости к соседям. «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!» — эти выкрики не отзвучали в далеком 1946-м. Они продолжают звучать во всём мире по сей день.
Мы несколько десятилетий повторяли «Никогда больше». Мы говорили и писали о Катастрофе, мы интервьюировали выживших в нацистских лагерях, мы увековечивали имена павших, мы водили экскурсии туристов в Иерусалимский Яд Вашем. А тем временем крепло и росло антиизраильское движение — в европейских странах, в США, в арабском мире.
Чем же является тогда наше «Никогда больше»? Как писал в 2012 году Эли Визель: «чем-то большим, чем лозунг: это молитва, обещание, клятва… никогда больше не будет прославления низменного, уродливого, темного насилия»? Или прав исследователь Холокоста профессор Сэмюэл Тоттен: «когда-то мощное увещевание превратилось в клише», потому что оно неоднократно используется, даже когда геноцид продолжает происходить, а осуждение геноцида, как правило, происходит только после того, как он уже закончился»? После 11 сентября 2001 года уже заявляли с высоких трибун, что терроризму «никогда больше» не будет позволено восторжествовать. Но террористы и не думают сдавать свои позиции — наоборот, они получают мощную поддержку со стороны европейцев и американцев под лозунгом «Свободу Палестине».
Сейчас судьба Израиля и всего мира зависит от каждого из нас. Да, американский президент увидел ужасающие кадры, снятые на Юге Израиля 7 октября 2023, и содрогнулся, и готов поддерживать нас в этой войне. Так же отреагировали руководители Германии, Франции, Британии и некоторых других стран. Но террористы неустанно обеспечивают СМИ всё новыми фотографиями раненых и убитых детей Газы, препятствуя эвакуации мирных жителей в безопасные районы и используя их в качестве живого щита.
ХАМАС прочно закрепился среди палестинского гражданского населения. Невозможно нанести удар по ХАМАСу и уничтожить его, не разрушив при этом гражданские здания и имущество и не убив мирных жителей. Тем не менее, огромное количество людей (и между ними — русскоязычных) продолжают верить в то, что «обеим сторонам нужно прийти к мирному урегулированию конфликта». Кто же объяснит им, что нет никаких двух сторон, и что причина, по которой палестинские мирные жители находятся в опасности, заключается в ХАМАСе? Израиль бомбит Газу только в ответ на наглое и зверское вторжение на свою территорию и на непрекращающиеся обстрелы ракетами израильских городов. Только из-за того, что ХАМАС прячется среди палестинских мирных жителей, гибнут те самые дети, женщины и старики, о судьбах которых рыдает пропалестинская пресса и ее читатели.
Все евреи ответственны друг за друга. Сегодня мы живем во взаимосвязанном мире. Невозможно отвернуться и сделать вид, что мы ничего не знали. Сейчас весь еврейский народ и его друзья объединились для победы. Каждый делает то, что может: учат Тору, читают Псалмы, возносят молитвы, готовят обеды для эвакуированных жителей южных и северных районов Израиля, отправляют солдатам майки, шампуни, бинты и консервы.
Если вы читаете эту статью, значит, у вас есть доступ в Интернет, а вместе с ним — страница в соцсетях или электронная почта. Так давайте использовать и эти каналы, чтобы продолжать говорить, писать, публиковать посты в поддержку нашего народа. И это не просто просьба. Это повестка на войну. Если вы не находитесь на поле боя, то хотя бы примите участие в боевых действиях информационной войны. Это минимум, который каждый из нас способен сделать для еврейского народа — прямо сейчас.
Пока мировое сообщество поддерживает Израиль, армия может свободно действовать: атаковать Газу и уничтожить ХАМАС. Как только в мире начнут жалеть палестинских беженцев, то все закончится. Как это обычно заканчивается, мы знаем: мирным соглашением, обменом каждого пленного еврея на тысячу террористов, которые продолжат наращивать вооружение, чтобы вновь и вновь нападать на Израиль, резать и мучить евреев, обстреливать еврейские города.
Бывают периоды, когда истина скрыта от нас. Когда мы в растерянности, когда неясно, что делать, и нет четкого понимания, кто прав, кто виноват. Но сейчас нет никаких сомнений, на чьей стороне Бог. Мы верим, что Всевышний выведет нас и из этого тяжелого испытания, как выводил из Египетского рабства, из Вавилонского плена, из Освенцима… После каждого из них мы становились только сильнее и крепче. Но чтобы победить в этой войне, нужно действовать!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»