Темы: Тора и наука, Традиция, Природа, Растения
Еврейская Традиция говорит, что царь Шломо, мудрейший из людей, обладал необыкновенным даром — он понимал язык животных, птиц и растений. Какой же может быть язык у растений — этих молчаливых созданий? В 2023-м году израильские ученые сумели доказать, что растения на самом деле говорят, поют и кричат — но люди (пока!) их не слышат.
О том, что у растений существует система коммуникации, было известно относительно давно. Некоторые растения предупреждают своих сородичей о приближении опасности путем выделения мощных ароматов. Другие меняют цвет, делают свою структуру более плотной, сжимаются, чтобы казаться менее заметными для тех животных, для которых они являются пищей. Даже более того: в тот момент, когда газонную траву начинают поедать гусеницы, трава выделяет такие летучие органические соединения, которые привлекают ос-наездников. Осы слетаются на этот запах, парализуют гусениц и откладывают в них свои яйца. Таким образом трава оказывается спасенной от челюстей гусениц!
Для травы гусеница — хищник, но пчела для цветка — желанный опылитель. Поэтому, заслышав жужжание пчелы, некоторые цветы (например, энотера) начинают производить более сладкий нектар. Сама форма цветка с его большими лепестками и изгибами идеально подходит для того, чтобы создавать необходимую акустику для жужжания пчелы.
Но оказывается, язык растений не ограничивается запахами и модификациями форм. Журнал Cell — авторитетное издание в области клеточной биологии — недавно опубликовал работу ученых из Тель-Авивского университета с таким названием: «Звуки, издаваемые растениями в условиях стресса, передаются по воздуху и являются информативными».
Научное исследование охватывает несколько видов растений, которые изучались и в лабораторных условиях, и в оранжерее — как в состоянии покоя, так и в состоянии стресса. Ученым удалось выделить и записать звуки, которые издают кусты томатов, табака и других растений в разных состояниях: когда они «всем довольны», когда они нуждаются во влаге и когда их обрезают. Эти звуки находятся в диапазоне 40-80 килогерц, поэтому человеческое ухо их не улавливает (мы слышим обычно звуки до 16 килогерц). А вот полевые мыши, летучие мыши и моль способны услышать сообщения растений.
Ни на пение, ни на крик, ни на шепот звуки не похожи. Томатный куст, пшеница, кукуруза, виноград, кактус и табак хлопают и щелкают, но каждый — по-своему, и с разной интенсивностью, в зависимости от своего самочувствия.
Подобно тому, как младенец, когда он сыт и доволен, спокойно гулит, если что-то ему мешает, начинает покрикивать, а если на него так и не обратили внимание взрослые, разражается плачем — так же и с растениями. Когда у них достаточно влаги, они могут издавать всего лишь один щелчок в час. Лишенные воды, они щелкают в 30-50 раз чаще, в зависимости от вида, и гораздо громче. Интересно, что внешне растение при этом не выглядит обезвоженным. А увянув, растения совершенно замолкают. Неудивительно, что ученые тут же решили связать свое открытие с сельским хозяйством. Ведь использование способности растений сообщать людям, когда им требуется полив, позволит сэкономить до 50% воды.
Итак, растения умеют говорить. Их речь слышна на расстоянии метра. Такими они были созданы Вс-вышним на третий день Творения — неужели только для того, чтобы на исходе шестого тысячелетия люди стали бы использовать меньше воды для полива? Может быть, растения могут сказать нам больше?
Если животные и растения говорят только о том, что они нуждаются во влаге и питательных веществах, то нужна ли особая мудрость, чтобы понимать их язык? Каждый владелец домашнего питомца по его поведению точно знает, когда его нужно кормить, поить, греть, лечить. Что же такого понимал царь Шломо — и может ли наука приблизить нас к его уровню?
Еврейские мудрецы объясняют, что под пониманием языка животных и растений подразумевается понимание их высшего предназначения. Так, сказано, что, если бы нам не была дана Тора, мы бы учились скромности у кошки, работоспособности у муравья и верности у голубя. Царь Шломо знал, как и для чего была сотворена каждая травинка и каждая букашка, и это знание легло в основу «Перек Шира», составленной Царем Давидом и его сыном — Царем Шломо.
Составители «Перек Шира» вложили в уста природных явлений, животных, птиц и растений строки из Танаха, и каждая из них воздает Славу Творцу на свой лад. Например, финиковая пальма говорит: «Праведник, подобно пальме, расцветет; словно ливанский кедр возвысится». Полевые деревья говорят: «Тогда возликуют деревья леса перед Г-сподом, ибо пришел Он судить землю». Травы поют: «Да пребудет слава Г-спода вовеки! Возрадуется Г-сподь созданиям Своим!»
Еврейская Традиция учит, что в мире, созданном Творцом, каждое творение — одушевленное и неодушевленное — находится в общей системе и во взаимосвязи с другими. Способность растений издавать звуки является еще одной иллюстрацией этой взаимосвязи и взаимной коммуникации.
Перед учеными открылось огромное поле вопросов, на которые им предстоит ответить. Каким именно способом растения воспроизводят свою «речь»? Реагируют ли одни растения на звуковые сигналы других? Все ли растения издают звуки — или только некоторые? Кто же слышит шепот, пение и крики растений? И говорят ли растения о чем-либо, помимо своей жажды?
Ученик раби Нахмана из Бреслава, раби Натан, записал за своим учителем более двух столетий назад: «Если бы ты удостоился услышать голос служения и восхваления трав, как каждая травинка поет песню Всевышнему — без просьб, без посторонних мыслей и не ожидая никакой награды…»
Можно ли уподобиться царю Шломо и понять, о чем поют травы, а также дельфины, ящерицы, коты, страусы, стрижи, овцы, слоны? На этот вопрос у науки вряд ли найдется ответ, ведь наука, в отличие от еврейских мудрецов, не ставит своей целью познание Творца. Но тот, кто стремится постичь духовные законы Вселенной, так или иначе слышит голоса всех творений, сливающиеся в единый хор, который непрерывно поёт Славу Всевышнему.
Здесь можно посмотреть короткие видео рава Шмуэля Крайниса, посвященные «Перек Шира».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.