Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Цав, Магид из Дубно, Еврейская притча
Cлова пророка Ирмеяу: «Красть, убивать, … а потом предстоять предо Мною в этом доме, названном Моим именем, и говорить: “Спасены мы, чтобы дальше вершить эти нечестивые дела”»[1]. Смысл всего этого станет понятен с помощью притчи:
Притча.
У торговца были два должника, которые должны были вернуть долг. Первый пришел к торговцу и выплатил наличными все, что ему должен. Второй человек пришел к торговцу и начал извиняться оправдываться, что дом его сгорел, и ничего у него не осталось. Но поскольку он честный человек, и не хочет оказаться злодеем, который берет в долг, но не отдает, он собрал все, что у него осталось из пожитков, и принес торговцу в качестве оплаты долга. Он в слезах просит торговца принять это в счет долга. Торговец сжалился над ним и успокоил: «Знай, друг мой, что твоя выплата мне так же хороша, как выплата другого, который заплатил наличными!» Тем не менее, есть разница. Тому, кто заплатил наличными, торговец снова захочет продать товар в кредит, ведь он уверен, что тот снова заплатит. Не так обстоит дело со вторым должником. Хотя теперь он принял его выплату, сделано это было из-за отсутствия другой возможности. Но в будущем он не захочет вести дела с эти человеком.
Смысл этой притчи в том, что в этом и заключается разница между тем, кто выполняет заповеди и делает добро, и тем, кто приносит жертвы или постится, потому что является должником Всевышнего, сотворив грех. В первом случае, Всевышний доволен его прошлым поведением, и ждет от него праведности и в будущем. Во втором случае — Всевышний принимает выплату долга за прошлые грехи, но в будущем не захочет «вести с ним дела». Поэтому пророк удивляется: «Красть, убивать, .а потом предстоять предо Мною в этом доме, названном Моим именем, и говорить: “Спасены мы”, — чтобы дальше вершить эти нечестивые дела!» — Мы уже спасены от прошлых грехов, принеся жертвы, а теперь можем снова грешить.
Притча.
У одного человека на спине ноша, и он хочет взять еще что-то. Для этого он сначала относит то, что у него на спине, на место, а потом берет следующую ношу. Были люди, которые думали поступить так по отношению к Всевышнему: грешить, а потом принести жертву, чтобы снять грехи с себя и делать новые. Это и имеет в виду пророк: «Спасены мы, чтобы дальше вершить эти нечестивые дела». Так же и с постом. Ведь и пост, как и жертвоприношения, помогает искупить прошлые грехи. Всевышний говорит устами пророка: «Разве такой пост изберу Я?» — неужели вы думаете, что пост и жертвоприношения помогут вам на будущее?! Наши мудрецы сказали[2]: «Тому, кто говорит: “Согрешу и раскаюсь”, не предоставят возможности раскаяться».
Притча.
Один купец продавал товар в кредит торговцам из маленьких городков. Случилось, что лавка одного из них сгорела, и он понес большие убытки. Купец собрался в дорогу и разослал торговцам письма, чтобы явились заплатить за товар, и тогда он сможет купить новый. Тот торговец, чья лавка сгорела, также получил письмо купца и стал советоваться, что ему делать. Ему сказали: «Езжай к купцу и расскажи ему правду. Он человек разумный, поймет твое положение и сможет облегчить тебе выплаты». Торговец поехал к купцу, но сидел на постоялом дворе и не шел к нему, так как очень стыдился: «Что я теперь ему скажу, после того, как он согласился дать мне товар в кредит? Что я не могу заплатить?!» Хозяин постоялого двора сказал ему: «Чего ты опасаешься? Ты уже потратил деньги на дорогу, и добрался сюда. Возьми себя в руки и иди к купцу!» Торговец пошел, встал во дворе перед домом и стал горько рыдать. Купец услышал плач и открыл дверь. Тогда торговец стал причитать: «Я пришел к Вам, господин, с пустыми руками!» И рассказал о том, что с ним случилось. Купец сжалился над ним, позвал его в дом, успокоил, а затем вынул его долговое письмо и разорвал. Торговец вышел от купца в приподнятом настроении. Ему встретились знакомые, которые поинтересовались, что произошло у купца. Он ответил, что купец пожалел его, услышав его плач, и простил ему долг. Тогда один человек решил воспользоваться этим и обмануть купца. Он отправился к нему домой и тоже встал во дворе и стал рыдать. Купец снова услышал плач, вышел и спросил, в чем дело. Тот сказал: «Мне очень нужны деньги, две тысячи. Дай мне их, пожалуйста!» Купец спросил: «С какой стати ты обращаешься ко мне?!» Тот ответил: «Но ведь тому торговцу ты согласился простить большую сумму!» Купец ответил: «Глупец! Я дал тому торговцу товар в кредит, так как он был платежеспособным! Неожиданно он понес убытки и не смог выплатить мне долг, что же мне еще было делать, как не простить ему? Поэтому я согласился списать этот долг. Но ты изначально хочешь поплакаться, чтобы обманом получить от меня деньги. Какой глупец согласится дать тебе?»
Смысл этой притчи в том, что Всевышний проявляет милосердие к тому, кто, согрешив, раскаялся. Ведь уже случилось так, что этот человек согрешил, и Всевышний прощает его. Но не поможет это тому, кто говорит: «Я согрешу, а потом пойду поплачусь и мне простится». Такому человеку не дадут возможности раскаяться.
Вот другое объяснение сказанному: «Разве такой пост изберу Я?» Перед этим сказано: «Кричи во все горло, возвысь голос свой подобно шофару, и объяви народу Моему преступление их, и дому Яакова их прегрешение. А Меня требуют они каждый день, и желают знать Мои пути…, как народ, который сделал доброе дело. Почему постились мы, а Ты не видел. Разве такой пост изберу Я?…»[3]. Всевышний повелел Йешаяу не бояться, так как изначально Йешаяу не хотел говорить ничего народу по причине, которую приводят мудрецы[4]: «Есть обязанность сказать то, что будет услышано, и есть такая же обязанность не говорить того, что не будет услышано». Поэтому Всевышний сказал ему: «Кричи во все горло, возвысь голос свой подобно шофару, и объяви народу Моему преступление их.
[1] Ирмеяу 7:9-10
[2] Йома 85
[3] Йешаяу 58:1-5
[4] Йевамот 65а
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»