Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча про вельможу и иностранные языки. Всевышний говорит: «Вот Я приду к тебе в густом облаке, чтобы понял народ, что Я говорю с тобой», и тогда «будут верить тебе навеки», после того, как поймут, что тебя Я особо люблю.

«И воззвал к Моше (Б-г)»[1].

Написано в Мидраше[2]: «Тогда говорил Ты в видении»[3] — это сказано про Моше, который пророчески ясно слышал каждое слово, которое исходило от Б-га, как сказано: «Из уст в уста говорил (Б-г) с ним»[4] — ясным разговором, а не загадками. Продолжает Теилим: «Тогда говорил Ты в видении Твоим благочестивым…» — то есть, Моше, который был из колена Леви, про которое сказано: «Твои тумим и урим благочестивому»[5]. (Яаков дал пророческое благословение, что из колена Леви выйдет первосвященник, на одежде которого будут урим и тумим — прим.) Сказал рабби Танхум бен Хахинай: Обычно у людей, ношу, которую трудно нести одному, смогут понести двое. Там, где трудно двоим, справятся четверо. Разве может быть ноша, которую не смогут нести 600 тысяч, а один сможет?! — Весь народ Израиля стоял у горы Синай и говорил: «Не можем больше продолжать слушать слова (Б-га)», а Моше слушал слова Б-га и остался жив. И только с Моше стал говорить Б-г, как сказано: «И воззвал к Моше».

По-видимому, эти слова Мидраша следует понимать в связи со сказанным: «Вот Я приду к тебе в густом облаке, чтобы услышал народ Мой разговор с тобой, и будут верить тебе навеки»[6].

Притча.

В одном из городов знатного вельможи жил человек, которого этот вельможа любил и уважал. Он мог разговаривать с ним на всех языках, которые этот вельможа знал. Однажды вельможа приехал в этот город, и все жители, включая и того человека, вышли ему навстречу. Вельможа заметил своего друга и завел с ним беседу на языке той страны. Друг был удивлен: почему вельможа не беседует с ним на одном из иностранных языков, которые знает? Объяснил ему вельможа: «Сегодня я показал, насколько ты мне дорог. Ведь если бы я стал говорить с тобой на другом языке, присутствующие не поняли бы ничего, и не узнали бы, как я тебя люблю. Они могли подумать, что я говорю с тобой только потому, что ты единственный, кто понимает другой язык. А поскольку я говорил с тобой на понятном всем языке, все видели, что я говорю только с тобой, и ни с кем другим, и поняли, что тебя я отличаю особо».

Смысл этой притчи в том, что Всевышний говорит: «Вот Я приду к тебе в густом облаке… — (то есть, это облако делало каждому доступным понимание, что это Б-г пришел говорить с Моше — прим.), чтобы понял народ, что Я говорю с тобой», и тогда «будут верить тебе навеки», после того, как поймут, что тебя Я особо люблю. Об этом и говорится: «Тогда говорил Ты в видении своему благочестивому» — это Моше, с которым Б-г говорил ясным разговором. И сказано: «Из уст в уста говорил с ним. а не загадками» — то есть, не так, что человек не может понять. Сказали мудрецы[7]: «Голос Б-га с силой»[8] — отсюда мы учим, что каждому Б-г открылся согласно его способности постичь Его (согласно силе каждого — прим.). И все же напрямую Всевышний из всех позвал только Моше.

«Когда кто-то из вас захочет принести жертву»[9].

Написано в Мидраше[10]: Об этом сказано: «Сын дорогой мне, Эфраим». Десять названы дорогими: Тора, пророчество и т.д. Про Тору сказано: «Она дороже жемчуга»[11]. И про глупость сказано: «Немного глупости дороже мудрости и почета». На первый взгляд это кажется странным: как это можно включить глупость в перечень дорогих вещей?! И еще сказал мудрый царь Шломо, да покоится с миром: «Доколе, глупцы, будете любить глупость.»[12]. Он не спросил: «Почему, глупцы, вы любите глупость», а спросил: «Доколе. будете любить». То есть, у царя Шломо не было сомнения в том, что возможно любить глупость. И это странно. Все это можно понять благодаря высказыванию рабби Меира[13], да покоится с миром: «Каждый, кто изучает Тору во имя Небес, удостаивается многого». Каждому, кто изучает Тору во имя Небес, открывают ее тайны и помогают постичь знание и мудрость. Этот человек удостоится почета.

Притча.

Один человек получил в наследство от своего богатого родственника дом. Тот не хотел, чтобы другие знали, что он богат, и скрывал это. Он спрятал все свое богатство в тайниках в доме и закопал под землю. Но получилось так, что он умер внезапно, не успев составить завещание, и никто так и не узнал, что он спрятал в доме богатство. И этот его наследник ни о чем не подозревал, пока не потерял какую-то вещь. Он стал ее разыскивать и в одном из подвалом нашел клад золота и серебра, но не нашел то, что искал. Тогда он стал искать в других местах, и нашел еще другие клады, которые спрятал умерший. В конце концов он нашел и свою потерю. И стал этот предмет ему очень дорог, ведь благодаря ему он приобрел богатство.

Смысл этой притчи в том, что Всевышний дал людям немного глупости, чтобы душа их стремилась пополнить недостачу. Таким образом, человек ищет во всей Торе, как восполнить недостачу, и в процессе этого поиска удостаивается многих вещей и познает великие вещи. И по этому эта небольшая глупость становится ему дороже мудрости и почета.


[1] Ваикра 1:1

[2] Мидраш Ваикра Раба 1:4

[3] Теилим 89:20

[4] Бемидбар 12:8

[5] Дварим 33:8

[6] Шмот 19:9

[7] Мидраш Шмот Раба 5

[8] Теилим

[9] Ваикра 1:2

[10] Мидраш Ваикра Раба

[11] Мишлей 3

[12] Мишлей 1:22

[13] Авот 6, мишна 1

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше