Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не упивайся тем уважением, которое тебе оказывают, поскольку за удовольствие, которое человек получил от своих поступков в этом мире, уменьшат его награду в Будущем мире.

Не спеши осудить ближнего. «Ведь человек видит только то, что перед его взором, а Всевышний видит то, что в сердце» (Шмуэль I, 16:7).

Ты не можешь знать, чего человек хотел и о чем думал. Оправдывай поступки каждого человека. Береги глаза свои, чтобы не смотрели на дурное, и делай добрые дела по мере своих возможностей. Неважно, может человек сделать много или мало, главное, чтобы совершал добрые дела во имя Небес. Подчини себя воле Творца и думай о том, что раз хозяин обычно бережет своих слуг, так тем более Всевышний будет тебя беречь.

Не позволяй себе совершать легкие прегрешения, так как они повлекут за собой тяжкие. Например, тот, кто нарушает запрет «не ненавидь ближнего», дойдет до кровопролития. Так сказано: «Если будет человек ненавидеть ближнего, устроит ему засаду и убьет» (Дварим, 19:11).

Остерегайся находиться в обществе человека, от которого не научишься добру. Ведь горе тебе и горе твоей душе.

Когда будешь разузнавать о человеке, с которым хочешь иметь дело, узнай, кто его друзья, ведь человек подражает своим друзьям. Кроме того, про тебя могут подумать дурное и решить, что не зря ты связался с этим человеком и, наверное, ты с ним заодно.

Поэтому всегда общайся с хорошими людьми и не общайся с плохими, чтобы не подражать им в плохом.

Ночью говори тихо, а днем осмотрись по сторонам и говори осторожно, ведь даже стены имеют уши. Человек умирает из-за языка, который подвел его, а не из-за того, что подвели ноги, ведь ноги можно вылечить, а язык способен обезглавить.

Не торопись соглашаться на что-либо, а если согласился, держи свое слово, так как нехорошо говорить «нет» после того, как сказал «да». Если сказал «да» дважды, это уже похоже на клятву, и ты обязан выполнить сказанное.

Раскаивайся, пока жив, ведь смерть может наступить любых словах, чтобы сердце твое не ожесточилось, ведь ожесточенное сердце далеко от Бога. Не смотри на грешников, которые продолжают процветать в этом мире, говоря: «Все забылось, забылись грехи».

«Не спеши гневаться» (Когелет, 7:9). Один благочестивый человек завещал сыну перед смертью: так же, как ты уважал меня при жизни, уважай меня после моей смерти и выполняй мое повеление — когда ты гневаешься, пережди сначала ночь, а пока сердишься, ничего не говори.

Не упивайся тем уважением, которое тебе оказывают, поскольку за удовольствие, которое человек получил от своих поступков в этом мире, уменьшат его награду в Будущем мире. И не ссылайся на то, что рав Шимон бен Гамлиэль постановил, что надо вставать перед ним и стоять, пока он не разрешит сесть. Ведь он постановил так, чтобы люди могли получить награду за то, что признали его авторитет. Если твой ближний ошибается, не насмехайся над ним. Ты не сможешь контролировать то, что произнесут твои уста, поэтому лучше закрой уши и уповай на Всевышнего. Пусть твой ближний оскорбляет тебя, а ты молчи. Лучше молчать, чем ответить и считаться задирой, который лезет в любую ссору. А если он стар — представь себе, что он еще младенец, и не отвечай ему. Твое молчание будет ему наказанием.

Не рассказывай своему другу то, чего не рассказал бы врагу, разве что ты его уже многократно проверял, и он доказал свою надежность и преданность. Ведь друг может стать врагом и разгласить твой секрет. Секрет, который доверил тебе другой человек, не раскрывай никому без его согласия.

Правило мудрости — молчание. Слово стоит монету, а молчание две. Когда я говорю, я могу пожалеть о своих словах, а когда молчу — мне не о чем жалеть. Пока я не сказал слово, оно в моей власти, но как только оно вышло из моих уст, оно властвует надо мной.

«И дал тебе милосердие и смилостивился над тобой» (Дварим, 13:18). К тому, кто милосерден к другим, проявят милосердие с Небес. Если человек не милосерден, то чем он отличается от животного, которое не проявляет милосердия к другому животному?

Сказал один мудрец: «тот, кто сеет ненависть, пожнет сожаление». После ссоры всегда приходит сожаление.

Если немного подождать, не придется потом жалеть. Шутовство отнимает у человека богобоязненность и способствует греху. Всякий, кто насмехается, падает в геенну и не удостоится встретить Бога, как учили нас наши мудрецы на основании Торы. Чем может человек отомстить своему врагу? Тем, что будет работать над своими качествами. Тому, кто налаживает служение Творцу, Творец наладит его отношения с людьми.

Отдаление от мирской суеты ведет к успокоению сердца и к отдыху для тела. Увлечение мирскими делами приводит к беспокойству в сердце и усталости тела. Если тебя хвалят за качество, которого в тебе нет, стоит обеспокоиться. Не гоняйся за новшествами, так как они уводят сердце человека от Торы. Раскаивайтесь, неразумные, ведь раскаяние принимается всегда. Исправьте свои поступки, пока это еще возможно, прежде чем предстанем перед Судом Всевышнего, который видит каждый поступок человека, чтобы воздать ему по его заслугам и деяниям.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»