Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Бешалах, Магид из Дубно, Еврейская притча, Песнь Красного моря
«Не бойтесь! Стойте и смотрите, как Б-г спасет вас сегодня. ведь египтян. не увидите более».
Притча.
У одного родовитого богача была дочь. Он приметил достойного парня в семье бедняка и решил выдать дочь за него. В день свадьбы он одел одежду вельмож, расшитую золотом, серебром и драгоценными камнями, и поставил на стол дорогую посуду. Он пригласил на свадьбу самых представительных членов семьи и подавал изысканные блюда, чтобы жених увидел, насколько его тесть богат и уважаем. Но жених был голоден, ведь он был беден, и сосредоточился только на еде, не обращая внимания ни на богатство тестя, ни на его родословную. Через какое-то время, зять стал интересоваться состоянием своего тестя и историей его семьи. Богач рассердился на него: «Почему ты не обратил внимания, когда я тебе все это показывал?!»
Смысл этой притчи в том, что Моше предупредил народ, когда они приблизились к морю: «Не бойтесь!…» — ведь страх мешает человеку обращать внимание на то, что вокруг. Когда человек в страхе бежит от кого-то, он не видит ничего вокруг, и не замечает, что перед его глазами. Поэтому Моше и сказал: «Не бойтесь! Стойте и смотрите…» — стойте уверенно и без страха, ведь те чудеса, которые вы увидите сегодня, больше не увидите, даже если захотите.
«И сказал Б-г Моше: “Что ты вопиешь ко Мне?! Скажи сынам Израиля, чтобы отправлялись (входили в море)”».
Притча.
У одного богача был единственный сын, которого он полностью содержал. Он задумался: “Мой сын не умеет зарабатывать на жизнь. Что же будет, когда я состарюсь? Если я велю ему идти заниматься торговлей, он не сможет справиться и содержать семью”. Чтобы научить сына вести дела, он сказал ему: “Иди и заработай в течение недели 6 серебряных монет. Когда принесешь мне их в конце недели, я дополню их тебе до 30 монет”. Так они и вели дела. Однажды сыну не хватило одной мелкой монеты до нужной суммы. Ему показалось, что недостача незначительна, а потому не стал искать, как ее восполнить, а явился к отцу за тридцатью серебряными монетами, как обычно. Отец сказал: “Посчитай, сколько у тебя денег”. Тот посчитал, и оказалось, что есть недостача. Сказал ему отец: “Тебе эта недостача кажется незначительной, ведь это всего лишь мелкая монета, а потому тебе все еще полагается 30 серебряных монет. Но знай, что мне просто заплатить эти 30 монет, ведь они у меня уже готовы. А вот тебе следовало больше потрудиться, чтобы заработать 6 монет полностью, ведь для тебя это важная учеба, а если ты недостаточно трудишься, можешь лишиться тех денег, которые я обещал!”
Смысл этой притчи в том, что если бы сыны Израиля были в дне ходьбы от моря, когда им сказали бы о чуде, то не захотели бы идти, пока это чудо не произошло бы, и море не разверзлось. И это бы задержало чудо, ведь не делается чудо, пока нет в этом абсолютной необходимости. Когда они подошли к морю, то посчитали, что уже нет возможности спастись естественным путем, и потому им полагается чудо. Увидев, что море продолжает оставаться таким, как всегда, они возопили к Б-гу — где же чудо? Но на самом деле, они могли еще идти в море, пока вода не достигнет ноздрей. Людям кажется, что это мелочь, и она не должна откладывать чудо. Поэтому Всевышний говорит: “Что ты вопиешь ко Мне?!” — Моя часть готова, но вам еще не хватает небольшого действия, которое вы в состоянии выполнить, а потому оно задерживает чудо. Поэтому и сказано: “Скажи сынам Израиля, чтобы отправлялись”.
Рдакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»