Темы: Пиркей Авот, Америка, Бизнес по-еврейски, Работодатель, Отношения между людьми, Освящение Имени Всевышнего, Батшева Эскин
В декабре 1995 года бостонские журналисты прозвали Аарона Фейерштейна «Менчем из Молден Миллз». В английском языке изначально не было слова «менч», оно было заимствовано из идиша и для американцев стало иметь то же значение, что и для евреев. Менч — это не просто человек как homo sapiens. Это человек честности и чести. Это тот, про которого говорит трактат «Авот»: «В месте, где нет людей, старайся быть человеком».
Аарон Фейерштейн был владельцем текстильной фабрики в штате Массачусетс. Фабрику «Молден Миллз» основал в 1906 году еще его дед, Генри Фейерштейн, иммигрант из Венгрии, и передал ее в наследство своему сыну, а тот — своему сыну, Аарону.
Вечером 11 декабря 1995 года в одном из цехов фабрики взорвался котел. Ударная волна вывела из строя только что установленную спринклерную систему, которая должна была потушить возгорание. А ветер, дувший в ту ночь со скоростью 20 метров в секунду, перенес пожар на три других здания. Пожар бушевал в течение 16 часов, более 30 рабочих было ранено. Почти вся фабрика сгорела дотла, кроме отделочного цеха, который подлежал восстановлению.
Предприятие «Молден Миллз» было одним из крупнейших работодателей в штате. 3000 сотрудников фабрики должны были остаться без работы, это было очевидно для всех. Ведь уже с 1980-х годов в Массачусетс шла волна сокращений крупных компаний и перевода производств в страны третьего мира.
Аарону Фейерштейну было 70 лет. От него ожидалось, что он получит страховку и в покое доживет свой век. Но он поступил иначе. Он тут же принял решение восстанавливать сгоревшую фабрику — и продолжать выплачивать всем своим работникам полную заработную плату в течение трех месяцев.
Удивленные журналисты стали спрашивать у странного бизнесмена, бросающего деньги на ветер, чем он руководствуется в своём решении, и тот спокойно объяснил им:
— Мой отец был религиозным евреем, соблюдающим заповеди. Он учил меня, и я помню это до сих пор: «Там, где нет людей, старайся оставаться человеком». Это значит — будь порядочным человеком даже в условиях морального вакуума. Отец велел нам так поступать, и это то, что я стараюсь делать.
Позже, уже в телестудии, ведущий обратился к Фейерштейну:
— Некоторые говорят, что правильнее было бы вам, в ваши 70 лет, взять страховку и уйти на пенсию.
Тот ответил вопросом на вопрос:
— И что бы я делал с этими деньгами? Ел бы больше? Купил бы еще один костюм? Вышел бы на пенсию и умер? Нет, я об этом и не думал. Для меня это не было опцией. Сказано в Талмуде, что нам не позволено угнетать рабочего человека, потому что он беден и нуждается, будь он евреем или неевреем. У меня есть ответственность перед работниками и перед обществом. Куда бы делись 3000 безработных? Кто бы принял их?
Решение Фейерштейна обошлось ему в 25 миллионов долларов — и в материальном смысле себя не оправдало. В 2001-м году его компания объявила себя банкротом, но смогла восстановиться с помощью кредиторов и государственных субсидий. В конечном итоге, Фейерштейну пришлось покинуть компанию, а в 2007 году она была вынуждена признать свое окончательное банкротство.
Историю «Молден Миллз» до сих пор изучают в американских бизнес-школах в качестве редкого примера того, как руководитель поставил сочувствие к сотрудникам выше личной выгоды. Существует и другой взгляд на поступок Фейерштейна: что острое желание сделать что-то принципиальное сразу после пожара каким-то образом ослепило его и не позволило подумать о долгосрочной перспективе.
На самом деле, всё совсем наоборот, и Аарон Фейерштейн думал как раз о долгосрочной перспективе, а именно о том, что все наши поступки в конечном итоге будут взвешены, и сделанное нами добро будет вознаграждено, а совершенное зло — наказано.
Фейерштейн благополучно прожил еще четверть века и умер в 2020 году. К нему время от времени обращались с вопросом: «Как бы вы поступили тогда, сразу после пожара, если бы знали, что всё так обернется?» И он неизменно отвечал: «Я поступил тогда правильно. Тора учит нас, как мы должны жить. Я научился видеть в работнике — человека, а не только пару рук. Я все время помнил о том, что я должен возвеличить Имя Вс-вышнего и не допустить хилуль Ашем, осквернения Его Имени».
Надо сказать, что фабрика Молден Миллз первой начала производство особенной синтетической ткани, способной согреть в любой мороз. Сейчас уже производится множество синтетических материалов под разными торговыми марками, и было ли предприятие Фейерштейна новатором в этом деле или нет, перестало иметь значение. И в Грядущем Мире, и в памяти людей, живущих в этом мире, руководитель фабрики останется тем Человеком, который прославил Имя Вс-вышнего.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.