Темы: Пиркей Авот, Америка, Бизнес по-еврейски, Работодатель, Отношения между людьми, Освящение Имени Всевышнего, Батшева Эскин
В декабре 1995 года бостонские журналисты прозвали Аарона Фейерштейна «Менчем из Молден Миллз». В английском языке изначально не было слова «менч», оно было заимствовано из идиша и для американцев стало иметь то же значение, что и для евреев. Менч — это не просто человек как homo sapiens. Это человек честности и чести. Это тот, про которого говорит трактат «Авот»: «В месте, где нет людей, старайся быть человеком».
Аарон Фейерштейн был владельцем текстильной фабрики в штате Массачусетс. Фабрику «Молден Миллз» основал в 1906 году еще его дед, Генри Фейерштейн, иммигрант из Венгрии, и передал ее в наследство своему сыну, а тот — своему сыну, Аарону.
Вечером 11 декабря 1995 года в одном из цехов фабрики взорвался котел. Ударная волна вывела из строя только что установленную спринклерную систему, которая должна была потушить возгорание. А ветер, дувший в ту ночь со скоростью 20 метров в секунду, перенес пожар на три других здания. Пожар бушевал в течение 16 часов, более 30 рабочих было ранено. Почти вся фабрика сгорела дотла, кроме отделочного цеха, который подлежал восстановлению.
Предприятие «Молден Миллз» было одним из крупнейших работодателей в штате. 3000 сотрудников фабрики должны были остаться без работы, это было очевидно для всех. Ведь уже с 1980-х годов в Массачусетс шла волна сокращений крупных компаний и перевода производств в страны третьего мира.
Аарону Фейерштейну было 70 лет. От него ожидалось, что он получит страховку и в покое доживет свой век. Но он поступил иначе. Он тут же принял решение восстанавливать сгоревшую фабрику — и продолжать выплачивать всем своим работникам полную заработную плату в течение трех месяцев.
Удивленные журналисты стали спрашивать у странного бизнесмена, бросающего деньги на ветер, чем он руководствуется в своём решении, и тот спокойно объяснил им:
— Мой отец был религиозным евреем, соблюдающим заповеди. Он учил меня, и я помню это до сих пор: «Там, где нет людей, старайся оставаться человеком». Это значит — будь порядочным человеком даже в условиях морального вакуума. Отец велел нам так поступать, и это то, что я стараюсь делать.
Позже, уже в телестудии, ведущий обратился к Фейерштейну:
— Некоторые говорят, что правильнее было бы вам, в ваши 70 лет, взять страховку и уйти на пенсию.
Тот ответил вопросом на вопрос:
— И что бы я делал с этими деньгами? Ел бы больше? Купил бы еще один костюм? Вышел бы на пенсию и умер? Нет, я об этом и не думал. Для меня это не было опцией. Сказано в Талмуде, что нам не позволено угнетать рабочего человека, потому что он беден и нуждается, будь он евреем или неевреем. У меня есть ответственность перед работниками и перед обществом. Куда бы делись 3000 безработных? Кто бы принял их?
Решение Фейерштейна обошлось ему в 25 миллионов долларов — и в материальном смысле себя не оправдало. В 2001-м году его компания объявила себя банкротом, но смогла восстановиться с помощью кредиторов и государственных субсидий. В конечном итоге, Фейерштейну пришлось покинуть компанию, а в 2007 году она была вынуждена признать свое окончательное банкротство.
Историю «Молден Миллз» до сих пор изучают в американских бизнес-школах в качестве редкого примера того, как руководитель поставил сочувствие к сотрудникам выше личной выгоды. Существует и другой взгляд на поступок Фейерштейна: что острое желание сделать что-то принципиальное сразу после пожара каким-то образом ослепило его и не позволило подумать о долгосрочной перспективе.
На самом деле, всё совсем наоборот, и Аарон Фейерштейн думал как раз о долгосрочной перспективе, а именно о том, что все наши поступки в конечном итоге будут взвешены, и сделанное нами добро будет вознаграждено, а совершенное зло — наказано.
Фейерштейн благополучно прожил еще четверть века и умер в 2020 году. К нему время от времени обращались с вопросом: «Как бы вы поступили тогда, сразу после пожара, если бы знали, что всё так обернется?» И он неизменно отвечал: «Я поступил тогда правильно. Тора учит нас, как мы должны жить. Я научился видеть в работнике — человека, а не только пару рук. Я все время помнил о том, что я должен возвеличить Имя Вс-вышнего и не допустить хилуль Ашем, осквернения Его Имени».
Надо сказать, что фабрика Молден Миллз первой начала производство особенной синтетической ткани, способной согреть в любой мороз. Сейчас уже производится множество синтетических материалов под разными торговыми марками, и было ли предприятие Фейерштейна новатором в этом деле или нет, перестало иметь значение. И в Грядущем Мире, и в памяти людей, живущих в этом мире, руководитель фабрики останется тем Человеком, который прославил Имя Вс-вышнего.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Внук Аарона не стал коэном, однако благодаря его действиям Всевышний спас народ Израиля. Биография главного еврейского ревнителя.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»