Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как связаны служение в иерусалимском Храме и многотысячелетняя еврейская традиция с городом арбузов и южным Поволжьем

В Вавилонском Талмуде я обнаружил интересное и редкое название соли: «астраканит». Оно показалось мне знакомым, ведь я родился в городе с похожим названием — Астрахань.

Одно из первых упоминаний о соли в Торе встречаем в рассказе об уничтожении Сдома, превращении прилегающей плодородной территории в соляную долину, спасении Лота и его дочерей и превращении жены Лота в соляной столб. «Сдомская соль» часто упоминается в Талмуде и во многих древних исторических источниках, например, при описании приготовления смеси для воскурения и служения в Иерусалимском Храме.

Вместе с тем, в трёх трактатах Вавилонского Талмуда, когда говорится о соли, упоминается соль «астраканит». Например, в трактате «Бава Батра» (лист 20 стр. 2) рассматривается вопрос о том, можно ли считать стенку или горку из соли надёжной перегородкой, или же из-за её свойства крошиться и растворяться в воде, соль не является преградой и материалом для разделения. В трактате «Бейца» (лист 39 стр. 1) обсуждается вопрос о том, меняется ли статус воды при добавлении соли. И наконец, в трактате «Менухот» (лист 21 стр. 1) говорится об использовании соли во время службы в Иерусалимском Храме.

Напомним, что Вавилонский Талмуд создавался в Вавилонии 1700-1300 лет назад и включает значительную часть учения и традиций еврейского народа за весь предшествующий исторический период.

Следовательно, логично допустить, что порядка 1500 лет назад в Вавилоне существовало понятие «мелах астраканит» (астраханская соль), а если учесть, что обсуждаемые в Талмуде вопросы связаны с использованием разных видов соли в Иерусалимском Храме, можно попробовать предположить, что понятие «астраханская соль» было известно во времена Храма, 2-2,5 тысячи лет тому назад.

В самом Талмуде не объясняется происхождение названия астраханской соли, рассматриваются только ее отличия от сдомской, морской, соли. Указывается, что астраханская — это каменная, земляная соль, добываемая из земли, и что она отличается по твёрдости и растворимости. Такая соль доставляется из-за пределов Земли Израиля.

Первое прямое подтверждение связи соли «астраканит» с местностью встречается в книге раби Натана бар Йехиэля из Рима «Сефер аАрух», которую еще называют просто «Арух», написанной 950 лет назад. Автор книги, один из первых комментаторов Талмуда, пишет, что соль сдомская и соль астраханская именуются так «по названию местностей».

В более поздних комментариях на саму книгу «Арух» содержится ещё более конкретная информация. Там написано, что соль «астраканит» поставляется из местности под названием «Астрокан», и есть мнение, что это государство Астрокан рядом с Каспийским морем и реками Волга и Урал.

Ещё одно мнение в подтверждение о связи соли, упоминаемой в Вавилонском Талмуде, и Астраханью, приводит значительно более поздний комментатор, раби Шмуэль бар Йосеф Страшунь (Рашаш): «… это страна Астрахань (с буквой “ха” а не “ка”) в государстве Русия (буквально: в земле русской) в Азии, рядом с рекой Волга, оттуда доставляют соль по реке в большинство стран (областей) русских».

Рашаш жил в XIX веке в Литве, но, наверное, связывая название соли с названием местности, использовал более древние знания и традицию, предполагал более глубокую историческую связь. Важно, что в этом комментарии не только указывается географическое название, но и объясняется причина: эта земля славится и богата солью.

Рашаш ещё раз упоминает Астрахань в своём комментарии на трактат «Мегила» Вавилонского Талмуда, объясняя слово «ахаштраним» из «Мегилат Эстер». Он пишет, что это слово указывает на местность, откуда прибыли посланцы: «астрахан, которая в царстве Русия».

События происходили порядка 2500 лет назад, комментарию около 200 лет. «Русское царство» существовало в годы жизни комментатора, но не в эпоху Пуримских событий. Возможно, в качестве прямого доказательства связи с местностью этого пояснения недостаточно.

Теперь рассмотрим, что нам известно о современном географическом названии местности Астрахань. Официально название города существует примерно 500 лет. Добавим период Астраханского ханства — ещё 150-200 лет максимум.

Значению и возникновению слова «Астрахань» предложено много объяснений, большинство их которых сходятся во мнении, что название появилось примерно 600-700 лет назад (в XIII-XIV веках). Рассматривается происхождение слова из арабских, тюркских, иранских, татарских, казахских источников и не рассматриваются еврейские исторические источники, хотя контакты, связи и взаимовлияние, несомненно, имели место на разных исторических этапах существования народов в нижнем Поволжье.

О соляном богатстве края давно известно. На территории Астраханской области расположено озеро Баскунчак — крупнейшее месторождение поваренной самосадочной соли. В недрах земли на месте озера обнаружены залежи каменной соли, уходящие в глубину на несколько километров. Баскунчак представляет собой своеобразное углубление на вершине соляной горы. Оно уходит основанием на тысячи метров в глубь земли и прикрыто толщей осадочных пород. Только на одном озере Баскунчак добывается примерно 70% от объема российского рынка пищевой соли.

Но это не единственное место на этой территории, где соль находится на поверхности земли и не требует специального и сложного оборудования ни для добычи, ни для обнаружения под землёй. В Прикаспийской впадине находится целая страна погребенных соляных гор различной высоты, конфигурации и протяженности — от небольших соляных холмов до огромных многокилометровых массивов соли. Наиболее известные — это Индерские, Большое и Малое Богдо, Сасай, Улахан, соляные гиганты — купола Енотаевский и Солено-Займищенский и многие другие. Эти горы — верхушки огромных массивов соли, глубоко скрытых в недрах Прикаспийской впадины.

Считается, что впервые озеро Баскунчак официально упоминается в 1627 году в «Книге большого чертежа» — первом географическом описании России — как место, «где ломают соль чистую, как лед».

В источниках о Великом шёлковом пути содержится много дополнительной информации по этому вопросу. Во-первых, несколько торговых маршрутов проходило через Нижнее Поволжье, во-вторых, по крайней мере, уже более 1200 лет назад (с VIII века) на озере добывали соль и отправляли её по Шелковому пути. Великий шёлковый путь сформировался более 2000 лет назад (во II веке до н. э.) и соединял Восточную Азию со Средиземноморьем и Европой.

Сама территория нижнего Поволжья всегда, с древних времён, была заселена сменявшими друг друга народами. Одними из первых, более 2800 лет назад (с VIII века. до. н.э.), видимо, были скифские племена и их государство Скифия, а через пятьсот лет (в III-II веках до н. э.) их сменили сарматы.

Археологические исследования обнаружили многочисленные свидетельства проживания сарматов рядом с соляными озёрами и местами, где возвышаются вершины соляных гор.

Если добавить на карту-схему памятников поздне-сарматской культуры Нижнего Поволжья схематичное расположение крупнейших соленых озёр, получим наглядное подтверждение проживания сарматов рядом с местами, где соль находится на поверхности земли. Добавим, что и названия мест археологических открытий: Баскунчак, Сайхин (солёное озеро Боткуль), Солёное займище — говорят сами за себя.

Это подтверждает, что древние народы более двух тысяч лет назад не только знали, где запасы соли находятся на поверхности земли, но и проживали в непосредственной близости для добычи и, возможно, для защиты и контроля путей транспортировки соли. И конечно, это знали и пользовались этим более поздние государственные образования: Хазарский каганат, Монгольская империя, Золотая Орда.

В одном из египетских папирусов описывается путешествие в местность, которая называется там «Малый Египет», где огромная река, подобная Нилу, со множеством рукавов, впадает в море, и растёт священный цветок. Одно из мнений, что это место, где Волга (древнее название — Ра), распадаясь на множество рукавов, образует дельту при впадении в Каспийское море, а священный цветок — это лотос, растущий как в дельте Нила, так и в дельте Волги. Мы имеем ещё одно возможное подтверждение о наличии контактов между древним Египтом и низовьем Волги.

Приведём ещё один интересный факт, и для этого обратимся к истории одного из ценных видов меха — каракулю. Каракуль дословно переводится с тюркского как черное озеро (кара куль). Каракуль представляет собой кожу с мехом, снятую с ягнят каракульской породы на первые-третьи сутки после рождения, когда их шерсть отличается густым, упругим, шелковистым волосяным покровом, образующим завитки различной формы и размеров. В западноевропейских языках каракуль называется «астракан», по названию главного торгового центра, занимавшегося когда-то торговлей каракулем. В Средние века торговые караваны возили через Нижнее Поволжье шкуры каракуля из Бухары и Хорезма по всему Великому шелковому пути вплоть до Средиземноморья, откуда они расходились по Европе.

Известно, что еврейские купцы и путешественники постоянно посещали нижнее Поволжье. А многие евреи и селились там после изгнания. Миграция в Хазарию евреев шла из трёх источников: с Ближнего Востока (Ирака), Хорасана и Византии. Благодаря усилиям еврейских купцов (раданитов), продолжали действовать торговые пути, проложенные ещё во времена Римской империи. Их торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая. Успех еврейских купцов был связан со знанием языков и присутствием еврейских общин во многих странах Европы и Азии вплоть до Индии и Китая.

Подведём итог нашего исследования. На территории современной Астраханской области на поверхности земли находятся большие запасы соли, удобные для добычи и транспортировки. Российское царство, Астраханское ханство, Золотая орда, Монгольская империя, государство русов, Хазарский каганат, государства скифов и сарматов — это непрерывная цепочка государственных образований на плодородных землях Прикаспийской низменности. Она охватывает период более чем 3000 лет и свидетельствует о том, что народы, населявшие этот район, всегда знали о местонахождении соли и использовали местную каменную соль.

Кроме этого, народы и государства, сменявшие друг друга и занимавшие Прикаспийскую низменность, не только знали о древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне, Византии, но имели с ними торговые отношения, а иногда и военные конфликты. На протяжении всей истории практически постоянно существовали торговые пути из Индии, Китая, Средней Азии в Персию, Египет, Византию, Европу, и проходили они в этом районе. Здесь дважды возникали центры евразийских государств на пересечении Великого Волжского пути в Персию и Индию и Великого шелкового пути из Китая в Европу.

Конечно, евреи со времени изгнания десяти израильских колен и первого изгнания в Вавилон, через Вавилон и Персию, а позже и через Византию, добирались до приграничных областей, в том числе, и до нижнего Поволжья. Еврейские купцы одними из первых прокладывали новые торговые пути. Евреи также были одной из групп населения в Хазарском каганате.

Всё это подтверждает возможность использования и знания об «астраханской» соли как во времена Храма, так и в период составления Вавилонского Талмуда. Отсутствие упоминания этого названия в Иерусалимском Талмуде делает менее вероятным предположение о поступлении прикаспийской соли в страну Израиля во времена написания Талмуда. Но возможно, тема о разных видах соли не рассматривалась там так всесторонне, как в Вавилонском Талмуде.

Приведенная информация совпадает с мнением и подтверждает объяснение, приведённое в книге «Арух», что соль «астраканит» — это название местности, а также с комментарием раби Шмуэля бар Йосефа Страшуня (Рашаша), что это Астрахань в государстве Русия, рядом с рекой Волга.

Возможно предположить, что и название каменной соли «астраканит», попав на богатую солью Прикаспийскую низменность, дало название всей местности.

Можно утверждать, что понятие «астраханит» существовало значительно раньше Астраханского ханства и было известно народам, проживавшим здесь. Местность и соль имели имя «астрахан» более чем 1500 лет назад.

Возможно, только привязка к одному из неиссякаемых богатств нижнего Поволжья — соли — и позволила сохраниться названию «астраханит» и дать название краю. И это несмотря на большое количество языков и диалектов, на которых говорили жившие здесь, постоянно сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий, народы.

И конечно, это доказывает святость Торы и еврейской традиции, которая сохранила на протяжении столетий связь между записанным в Талмуде и названием местности и соли.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.