Из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»», темы: Амида, Иерусалимский храм, Иерусалим, Еврейская молитва, Давид Штайнойз
И в Йерушалаим, Твой город, по милосердию Твоему возвратись,
И обитай в нём, как Тобой обещано,
И отстрой его поскорее, в наши дни, Вечным Зданием,
И утверди в нём поскорее престол Давида!
Благословен Ты, Г-сподь, строящий Йерушалаим!
Йерушалаим — это не просто точка на карте, пусть даже географическое расположение его вполне определённо. Йерушалаим — это эпоха, это сосредоточие духовности. Царь Давид не уставал говорить о нём в псалмах.
В одном из них[1], описывая счастливую долю человека, обладающего страхом Небес, он пишет:
«Вот так благословится муж, боящийся Б-га:
Благословит тебя Всевышний из Циона
и будешь видеть добро Йерушалаима
все дни жизни твоей».
Почему из всех благ, существующих в мире, награда за страх перед Небесами — «добро Йерушалаима».
Это действительно не с проста. Какую бы святость не ощущал человек в душе, как бы не стремился всем сердцем к близости к Создателю, достичь полной гармонии возможно лишь в одном месте на земле — в Йерушалаиме.
«Стояли мы в Твоих воротах, Йерушалаим!
Йерушалаим, построенный так,
чтобы объединить в себе всё»[2].
Объясняет Мальбим[3]: Йерушалаим оптимальным образом совмещает материальное с духовным.
«И туда поднимались колена Израиля, чтобы благодарить там Всевышнего»[4].
В Йерушалаиме всё зовёт к благодарности Создателю. Чтобы излить её, все стремятся сюда. В Йерушалаиме благодарность к Творцу обращает материю в духовность. Нигде, как здесь, благоволение Всевышнего не ощущается так ясно и близко.
Так же, как Земля Израиля превосходит святостью весь мир, — духовность сквозит в каждом камне, благо Творца видно всякому, а благодарность к Нему так естественна и понятна, — так Йерушалаим вознесён в этом над всеми городами Святой Земли, словно великан, возвышающийся над толпой.
Впрочем, в наши дни, и в Йерушалаиме требуется толика усилий, особый настрой души, чтобы почувствовать это. Но это только теперь. В будущем же, когда восстановится Храм, неоспоримая духовность Города засияет в полную силу, и увидеть её не составит труда. Тогда «Добром Йерушалаима» насладятся все…
Шехина — это явственное присутствие Всевышнего. В шатре праматери Сары, по свидетельству Торы[5], происходили постоянно три чуда: облако (знак Шхины) всегда покоилось над её шатром, тесто хал неизменно всходило, как признак неиссякающего благословения, а ещё — свечи не гасли от Субботы к Субботе. Вступая в шатёр Авраама и Сары, каждый ощущал неизбывную святость. Это чувство играло в душе утончённой и глубокой радостью, счастьем близости к Б-гу. То же испытали евреи, построив Мишкан, — переносной Храм в пустыне. Говорит Рамбан[6], что только после воздвижения Мишкана, к евреям вернулся уровень святости праотцов. Три чудесных знака Небесного благоволения Шатра Сары возобновились в переносном Храме.
Те же знаки расположения, то же ощущение близости к Всевышнему пробуждаются святостью Йерушалаима. Это и есть «добро Йерушалаима». Извечная борьба между «духовным» и «материальным» здесь сменяется удивительной гармонией между ними. Всевышний и человек здесь «находят друг друга», чтобы не расставаться никогда.
Чтобы это ощущение стало ещё понятней, обратимся к комментарию Гаона из Вильно на «Шираширим»[7]: Царь взял в жёны простую бедную служанку. Но она не ценила своё счастье, пренебрегла царём и была выслана из царского дворца. Вдали от дома, в унижении и беде, отвергнутая жена плачет и мечтает вернуться к царю…
Эта поэтическая аллегория отношений Всевышнего и еврейским народом, как и вся «Шираширим» — ничто иное, как тоска и надежда Народа Израиля, ищущего возможность возвратиться к Творцу. Изгнанная царица просит прохожих: «Если увидите царя, не рассказывайте ни об одном из моих страданий, кроме того, что тяжелей всех остальных: больна я любовью к нему и разлука с ним для меня невыносима! ».
Это основная тема «Шираширим», и это — сердцевина рассматриваемого благословения. Все беды, упоминаемые в благословениях, меркнут по сравнению с болью разлуки со Всевышним, тоской по Йерушалаиму, где народ Израиля ощущал себя единым с Творцом. Нет выше этого чувства среди всех переживаний «Восемнадцати благословений».
Мы стремимся домой. Мы жаждем Йерушалаима, где небо и земля — как одно целое, где материальное неотличимо от духовного, а Всевышний и Народ Израиля нерасторжимы.
В Йерушалаиме Всевышний словно распахивает Небесные врата, и мы слышим каждой клеточкой нашего существа: Он здесь, Он рядом! Праведники это ощущают сильней других. Даже молясь о пропитании, они страдают не от нехватки материальных благ, но от сокрытия света, имя которому: «добро Йерушалаима»!
ולירושלים עירך ברחמים תשוב
Мы просим Всевышнего возвратиться в Йерушалаим и открыться своему народу, чтобы и мы, поднявшись туда, ощутили святость и близость к Творцу.
В наше время в Йерушалаиме, как миражи, возникают дома, вытягиваются улицы, множатся дороги, город разрастается, словно на дрожжах. Но Всевышний в Свой город ещё не вернулся, Его Присутствие скрыто, а святость, — до поры — до времени, — ютится только в пыльных, нетронутых временем, уголках..
Йерушалаим, Твой город — мы говорим «Твой» город, хотя весь мир — Его. Всевышний заполняет собою всё. Но Йерушалаим — место особое, здесь всё так и дышит Им. Нет на земле другого места, где бы человек мог достичь такой высокой духовной ступени..
По милосердию — Пусть не заслужили, пусть не достойны, но всё же мы просим Его, ни смотря ни на что, как милость, вернуться к нам.
ותשכון בתוכה כאשר דיברת
Обитай — «тишкон» происходит от слова «Шехина», означающее Присутствие Всевышнего. Когда оно станет явным, — «Добро Йерушалаима» вольётся в сердце каждого, кто бы не показался в воротах Вечного Города.
Как Тобой обещано — Тора сравнивается с ктубой (брачным договором) между Всевышним и Народом Израиля. Вот что говорит Тора[8]:
«И будет так…И вернёшься Ты к Г-споду, Б-гу Твоему, и будешь слушать Голос Его так, как всё, что Я заповедую тебе сегодня, ты и твои сыновья, всем твоим сердцем и всей душою твоей.. И вернётся Г-сподь, Всесильный Твой, с возвращением твоим, и помилует тебя…»
Если мы попросим, Всевышний вернёт нас, если по-настоящему закричим: «Хотим домой!», нам действительно позволят вернуться.
Но в том то и беда, что наше стремление возвратиться — не глубоко, наше желание проникнуться «добром Йерушалаима» — поверхностно. Строго говоря, нам не полагается быть возвращёнными в Йерушалаим, мы не заслужили близости Создателя. Но, открыв Тору, мы тычем пальцем и шепчем: «Ведь Тобою написано! Но ведь Тобою обещано! А если написано и обещано Тобою — Ты не можешь нас не вернуть!»
ובנה אותה בכרוב בימינו בנין עולם
Вечное Здание (бинъян ойлам) — это тот Йерушалаим, который возникнет в результате двух процессов, происходящих параллельно:
физическая застройка Города;
воздвижение духовного Йерушалаима — в отличие от первого, этот Йерушалаим будет вечен.
Поскорее, в наши дни — мы не только просим, мы хотим быть среди тех, кто собственными глазами увидит восстановление Вечного Йерушалаима. Мы хотим быть среди тех, кто вкусит эту радость.
Гемара[9] рассказывает о двух этапах воскрешения из мёртвых. Первый — перед воздвижением Вечного Йерушалаима, второй — после него. Плакавшие и тосковавшие о Вечном Йерушалаиме будут вознаграждены участием в его отстройке. Эта радость, от начала до конца, принадлежит им. Остальные, если удостоятся, встанут потом.
Достичь в молитве возвышенной тоски о Вечном Йерушалаиме — значит оказаться достойным этой радости уже в наши дни.
וכסא דוד מהרה לתוכה תכין
Вечный Йерушалаим, его святость, ощущение «добра Йерушалаима» — трамплин к событию ещё более важному и высокому — приходу Машиаха. И об этом — в следующем благословении.
ברוך אתה ה', בונה ירושלים
Все события в истории — ни что иное, как ступени к восстановлению Вечного Йерушалаима. Нам это трудно увидеть сквозь туман проблем и частокол несчастий. И всё же, что бы там ни было, — все пути ведут к Йерушалаиму. В этом мы уверены.
Приближаясь к Стене Плача, мы видим за нею не великолепие Храма, но чуждую, душную громаду мечети. Эта картина в сердце любого еврея пробуждает боль. Закон предписывает в этот момент, в знак траура, надорвать одежду. Это — словно надорванная струна, пробуждающая глубинную тоску о потерянном счастье. Горечь о разрушенном Храме.
[1] Теилим,128
[2] Теилим,122
[3] Мальбим аль Теилим 122:3
[4] Теилим,122
[5] Раши, Берешит 24:67 от имени мидраша
[6] Рамбан, Акдама ле сефер Шмот
[7] Пируш Гаона из Вильно на Шир а Ширим, 1:1
[8] Дварим, 30
[9] Приводится в брайта масехет Таанит 30:2
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.