В Шабат еврею запрещено выполнять многие виды работ, поэтому вполне логичен вопрос: можно ли обратиться к нееврею и попросить его о помощи? Ведь у нееврея нет обязанности соблюдать Шабат.
Смаг (автор «Сефер Мицвот Гадоль» и один из авторов Тосафот) приводит слова «Мехильты» — собрания алахических мидрашей и толкований, составленного мудрецами эпохи Второго Храма («Бо» гл. 9). В Торе написано: «…никакой работы не [должно] делаться в эти [дни]» (Шмот 12:16), и «Мехильта» толкует этот стих: «Не делай ты сам, и пусть не делает твой собрат, и нееврей пусть не делает твою работу».
На первый взгляд, из слов «Мехильты» следует, что сама Тора запретила просить нееврея исполнить работу в Шабат («амира ле-нохри»). Тем не менее, принято считать, что речь там идёт о запрете, установленном мудрецами, а не Торой, поскольку существуют ситуации, когда «амира ле-нохри» допускается алахой, а приведенный выше стих Торы — это «асмахта» («опора» в Писании), то, что «подкрепляет» позицию мудрецов.
В данной статье мы изложим правила, связанные с запретом «амира ле-нохри», исходя из позиции а-Граза — раби Шнеура Залмана из Ляд, автора книг «Тания» и «Шулхан Арух а-Рав». В отношении данной темы другие законоучителя не всегда согласны с а-Гразом, и важно учитывать, что авторы таких важнейших книг как «Хаей Адам», «Хатам Софер» и «Мишна Брура» в целом ряде моментов придерживаются иного мнения.
Основная трудность в изучении трудов а-Граза заключается в следующем.
1. «Шулхан Арух а-Рав», в которых а-Граз анализирует источники и выводит из них алахические постановления, представляет собой отдельный алахический труд, который, несмотря на название, не является комментарием к «классическому» кодексу «Шулхан Арух», составленному раби Йосефом Каро.
2. «Шулхан Арух а-Рав» дополняет «Кунтрес ахарон». Это объемные и подробные сноски и примечания к основному тексту.
3. «Маадура батра» («Последнее издание») — поздняя, обновленная версия «Шулхан Арух а-Рав», отражающая реакцию а-Граза на книгу «Элия раба», написанную законоучителем раби Элияу Шапиро.
«Маадура батра» представляет собой аналитический труд, который отличается предельно лаконичным языком и сокращениями. Для того, чтобы правильно понять написанное там, требуется принимать в расчет все, что автор написал прежде. Нужно учитывать, что мнение а-Граза в «Маадура батра» не всегда соответствует сказанному им же в первоначальной версии «Шулхан Арух а-Рав» и в «Кунтрес ахарон».
* * *
Итак, сам по себе запрет просить нееврея в Шабат об исполнении какой-либо запрещенной работы это «швут» — запрет мудрецов. Но есть случаи, когда запрещено просить нееврея выполнить работу не из-за того, что это запретили мудрецы, а из-за проблемы «марит а-айн» — из-за того, что люди со стороны могут неправильно оценить ситуацию, решив, что тот, для кого была выполнена работа, нарушил запрет. Например, мудрецы запретили нанимать поденного работника-нееврея на Субботу, даже если наниматель-еврей не говорил этому работнику выполнять запрещенную работу в Шабат, и тот сам, по собственной инициативе исполнил ее в Шабат, все равно это запрещено — поскольку нееврей, в конечном счете, выполнил эту работу из-за того, что в этот день он нанят работать у еврея, т.е. еврей в любом случае его как бы «попросил». Что же касается подрядчика — человека, который получает плату не поденно и не ежемесячно, а по окончании выполнения работы — например, за реализацию проекта постройки бани («Шулхан Арух а-Рав» 243, «Кунтрес ахарон» 1), то этот подрядчик, принимая решение строить баню в Шабат, действует по собственной инициативе и работает на себя. И тем не менее, в том месте, где договор подряда не имеет широкого распространения, и людям платят за отработанное время, заказчику нельзя соглашаться на подобную инициативу подрядчика, чтобы люди не подумали что речь идёт о поденном работнике, которому сказали выполнить запрещенную работу[1].
При этом «марит а-аин», по мнению а-Граза, не строже чем запрет мудрецов, а наоборот. Автор книги «Теила ле-Давид» приводит мнение а-Граза, что если необходимо для заповеди, то разрешено позволить подрядчику работать в Субботу, даже в том месте, где обычно не нанимают подрядчиков, даже если уже изначально при найме понятно, что подрядчик точно будет выполнять в Шабат работы, запрещенные Торой («Шулхан Арух а-Рав» 252, «Кунтрес ахарон»3)[2].
В «Шулхан Арух а-Рав» а-Граз излагает два подхода к причине запрета «амира ле-нохри». Согласно первому подходу, основа запрета состоит в том, что нееврей является «посланником» еврея в исполнении работ (в «Маадура Батра» написано, что он «выглядит как посланник»). И хотя с т.з. Торы нееврей не является «посланником» еврея, мудрецы наделили его статусом «посланника». И кроме того, в тех местах, где не принято нанимать подрядчика (см. выше), есть опасность что люди подумают будто что не подрядчик (который точно не является «посланником»), а поденный работник.
По второму подходу запрет не имеет отношения к посланничеству, а связан с тем, что если евреи начнут привлекать неевреев для выполнения работ в Шабат, то в результате Шабат обесценится в глазах евреев, и они сами начнут выполнять запрещенные работы. Таким образом, запрет нанимать поденного работника на Субботу заключается в том, что еврей говорит нанятому работнику чтобы тот выполнил для него в Шабат запрещенные работы, в то время как подрядчик сам решает, когда ему работать.
Оба эти подхода получают дальнейшее развитие. В частности, если наемный работник, которому не говорили работать в Шабат, делает это по собственной инициативе, то наниматель нарушает запрет мудрецов только согласно первому подходу (и так постановил а-Граз), но по второму подходу запрет нарушен не будет (и так постановил автор «Тосефет Шабат»).
* * *
Что касается привлечения подрядчика-нееврея, то тут тоже есть ряд ограничений. В частности: свеча, зажженная евреем заранее, а подрядчик-нееврей добавил к ней еще одну, то разрешено пользоваться светом обеих свечей, поскольку еврей мог бы обойтись и той одной, которая уже горела.
1. Запрещено говорить ему делать работу в Шабат.
2. Запрещено поручать ему работу накануне Шабата — таким образом, что он никак не сможет закончить ее, если не будет работать в Шабат (например, если подрядчику установили ограничения по срокам, в соответствии с которыми он должен сдать выполненную работу вскоре после того, как Шабат завершится, а объем задания изначально не позволяет ему уложиться в срок, не работая в Шабат).
3. Запрещено допускать работу подрядчика дома у еврея из-за «марит а-аин» (в «Кунтрес ахарон» автор допускает, что тут проблема не только в «марит а-аин», но и в самом запрете «амира ле-нохри», потому что если еврей не требует от подрядчика чтобы тот не работал у него дома в Шабат, то это означает что выполнение подрядчиком запрещенных в Шабат работ осуществляется в угоду еврею).
4. Еврей, который видит, как нанятый им подрядчик выполняет для него работу в Шабат, должен запретить ему это делать. В противном случае получается, что он, выполняя запрещенную работу в Шабат, действует не только в собственных интересах, а в угоду еврею.
5. Когда от результата запрещенной работы есть прямая польза/удовольствие, то еврею запрещено пользоваться этим результатом. Например, если подрядчик-нееврей зажег свечу, пусть даже для собственных нужд, то еврею будет запрещено пользоваться ее светом. Но если горела свеча, за-
6. Если накануне Шабата еврей оказывает давление на подрядчика-нееврея, чтобы работа была завершена и сдана быстрее, то это равносильно прямой просьбе работать в Шабат. («Маадура Батра» разрешает спросить у подрядчика-нееврея почему тот не выполнил работу в прошлый Шабат).
7. Когда еврей выигрывает от этой работы, например — если наемный рабочий сделает работу в шабат, то он будет свободен для других работ в моцаей шабат (например, когда нанят для всех работ). Т.к. весь выигрыш еврею, то это похоже на посланника. Если же обы выигрывают от этих работ, то разрешено.
8. Нельзя выплачивать подрядчику шабатний оклад — отдельные деньги за выполненную в Шабат работу. В противном случае возникает нарушается запрет (из-за «посланичества»).
9. Несмотря на то, что запрещено нанимать работника-нееврея на Шабат, это может быть разрешено, если в противном случае случится очень большая финансовая потеря. Примером может служить охранник, который собирает подати за проезд по мосту, и за каждые 100 собранных монет получает вознаграждение оговоренного объема.
* * *
Мудрецы запретили нам обращаться к нееврею с просьбой чтобы он выполнил за нас запрещенные работы в Шабат или праздник — как бесплатно, так и за деньги. Это запрещено, даже если нееврея просят о выполнении работ до наступления того дня, в который эти работы запрещены, и даже если результаты работ не потребуются заказчику до окончания Шабата или праздника. Ведь нееврей становится «посланником» еврея в выполнении работы, который он для еврея выполняет.
Выше уже было упомянуто, что статус «посланника», с т.з. законов Торы, может иметь только еврей. О «труме» (части урожая, отделяемой и передаваемой в дар коэну) написано: «Отделите так же вы», и мудрецы толковали, что «так же» подразумевает посланника, который не является хозяином урожая, но может отделить «труму» по поручению хозяина, а так как «вы» — сыны Завета, то и посланник должен быть таким же, как вы. Поэтому в отношении заповедей Торы только еврей может стать посланником еврея. И все же мудрецы решили устрожить в этом вопросе, поэтому они установили в качестве закона, что нееврей тоже является посланником еврея. И поэтому запрещено в Шабат сказать нееврею чтобы он исполнил работу, поскольку написано: «…не отыскивая дело себе и не говоря ни слова»[3].
В самом тексте Торы содержится намек на запрет «амира ле-нохри», поскольку написано, что «никакая работа не должна быть сделана в эти дни» — т.е. работа (которая запрещена в Шабат — «мелаха») не должна выполняться даже в том случае, когда ее выполняет кто-то другой — нееврей, которому не запрещено работать в Шабат и праздники. И хоть это лишь «асмахта» (см. выше), но поскольку данное толкование мудрецов является одним из смыслов текста, то получается что запрет «амира ле-нохри» строже, чем другие запреты мудрецов[4].
А по второму мнению (согласно которому основная причина установления мудрецами запрета «амира ле-нохри» в Шабат и праздник состоит в опасении, что Шабат обесценится в глазах евреев, если позволить им выполнять работы при помощи иноверцев, и в итоге евреи начнут сами выполнять эти работы в Шабат) получается, что данный запрет связан с целой группой других запретов Торы, таких как запрет варить вместе молоко и мясо или запрет мешать есть быку, который тянет плуг. Этот запрет касается любых работ, запрещенных еврею по Торе или мудрецами по причине утруждения («тирха») или совершения будничных действий (гл. 253 29, гл. 307 37). Если же запрещено лишь из-за устрожения, то можно попросить нееврея выполнить запрещенное действие.
* * *
По сути, запрет «амира ле-нохри» включает в себя два запрета: О любой работе, которую еврею запрещено делать в Шабат, ему запрещено даже намекать нееврею, чтобы тот ее сделал. Кроме того, запрещен намек в повелительном наклонении, из которого бы тот понял, что он должен сделать. Например, нельзя сказать: «Почисти нос», намекая что нужно убрать нагар со свечи. Но можно намекать нееврею сделать работу, не используя повелительное наклонение. Поэтому можно сказать, что тяжело спать в комнате при свете, и т.п. — так, чтобы он понял, что требуется выключить свет. Однако нельзя в Субботу спросить у нееврея: «Почему ты не потушил свет в прошлый Шабат?», несмотря на то, что такой вопрос разрешен накануне Шабата или даже в сам Шабат, если работа должна быть сделана уже после завершения Шабата.
1) Запрещено говорить нееврею, чтобы он исполнил работу для еврея, даже если еврей не получает пользы от ее результатов.
2) Еврею запрещено получать пользу от запрещенной работы, сделанной неевреем в Шабат, даже если еврей ни о чем не просил, а нееврей выполнил работу по собственной инициативе.
Запрещено сказать нееврею, чтобы он поручил другому нееврею сделать работу в Шабат, или же попросить нееврея выполнить работу в интересах другого еврея, потому что в любом случае получится что работник трудится для еврея[5].
Если иноверец выполнил работу, потому что еврей прямо или намеком попросил его об этом, либо даже сделал работу по собственной инициативе, но результат работы несет в себе прямую «пользу телу» (например, нееврей разжег камин или включил свет), то от совершенных им действий еврею запрещено получать пользу/удовольствие, даже если работник сделал это не для пользы еврея, а с целью заработать побольше. Ведь иначе еврей получает пользу от результатов запрещенной работы, сделанной в Шабат — стало быть, работа была сделана именно для него. Что касается нееврея, то он в этой ситуации, в отличие от еврея, не наслаждается результатами своего действия — он получает пользу от оплаты. Выполняя работу в Шабат, он имеет в виду что еврей будет получать пользу от этой работы, поэтому здесь есть основания запретить. А если бы можно было получать пользу от работы, сделанной неевреем по собственной инициативе, то рано или поздно еврей начал бы прямым текстом просить нееврея выполнить для него работу.
В качестве примера, рассмотрим ситуации со светом в комнате. Если свет уже горит, но еврей заинтересован чтобы света было больше, то он может сказать нееврею что «в комнате немного темновато». И даже если он прямо попросил включить дополнительное освещение, все равно может пользоваться этим светом, поскольку мог бы воспользоваться светом, включенным ранее, и не обязан выйти из комнаты. Но если в комнате вообще не было света, то еврею нельзя получать пользу от света, включенного неевреем, даже если тот включил его по собственной инициативе, а еврей не стал его останавливать.
Если же нееврей включил свет против воли еврея и несмотря на его протест, то сам факт протеста показывает, что еврей не желает исполнения работы, и что нееврей выполняет работу по собственной инициативе и исключительно для себя. В этом случае еврею можно пользоваться светом, при условии, что он не обманывает, т.е. его возражения против выполнения работы реальны.
Если в комнате не было света, и еврей сказал нееврею его включить, то светом нельзя пользоваться, и еврей должен выйти из комнаты, потому что иначе он будет получать прямую пользу от выполненной работы.
Если в доме есть больной, которому требуется уход, то даже в случаях, когда нет опасности для жизни этого больного все равно можно попросить нееврея произвести для этого больного любую работу, запрещенную Торой, при условии что сделать ее нужно именно в Шабат. Поэтому разрешено попросить нееврея включить свет чтобы проверить состояние больного или, наоборот, выключить — что бы тот мог уснуть. Так же можно попросить нееврея поехать и купить лекарства. В странах с холодным климатом при сильном морозе все без исключения рассматриваются как больные, и можно попросить нееврея включить отопление. Это правило действует и в ситуации, когда мороз не сильный, если дома есть дети, которые очень страдают от холода.
Если речь идет не о болезни, а лишь о недомогании, то вышеприведенное разрешение не действует. Исключением является ситуация, когда человек испытывает недомогание, от которого ослабло все тело. При таких условиях можно попросить нееврея выполнить работу, запрещенную мудрецами. Если недомогание выражается в сильных болях, то даже еврею разрешено будет выполнить работу, запрещенную мудрецами. А если человек ослаб настолько, что вынужден оставаться в кровати, то он рассматривается как больной и можно попросить нееврея выполнить для него работу, которую запретила Тора.
* * *
Разрешено обратиться к нееврею с просьбой спасти святые книги, включая книги Устной Торы, для того чтобы они не испортились. Для спасения книг можно попросить потушить пожар. Разрешено не только попросить потушить огонь (совершить действие, которое Тора в некоторых случаях и при определенных условиях разрешает совершить в Шабат и еврею) — можно попросить нееврея произвести для тушения работу, которая однозначно запрещена еврею Торой. То же самое касается спасения мезуз, которые прибиты к косякам, поскольку еврею запрещено в Шабат снимать их с косяка: несмотря на то, что «все присоединенное к стене рассматривается как стена», и поэтому при снятии мезуз стена как бы разрушается — тем не менее, разрушение, производимое не с целью постройки, запрещено не Торой, а мудрецами, и поэтому нет разницы, сказать ли нееврею чтобы он потушил огонь для спасения книг, или чтобы снял мезузу со стены (это в любом случае работа, нарушающая запрет мудрецов).
Аналогичным образом, если существует опасность что от свечей в синагоге загорятся святые книги, принято разрешать попросить нееврея потушить эти свечи.
* * *
Для того, чтобы избежать большой финансовой потери, или в случае особой необходимости можно намекнуть нееврею в повелительном наклонении что бы он сделал работу, запрещенную мудрецами. А если существует опасность что еврей сам нарушит запрет Торы — то разрешается намекнуть нееврею чтобы он сделал работу, которая запрещена Торой: человек переживает за свое имущество, и если ему не позволят обратиться к нееврею, то он может не удержаться и сам нарушить запрет Торы. Тем не менее, при пожаре, когда потеря имущества близка и, скорее всего, неизбежна, запретили обращаться к нееврею (логика та же: пожар портит и уничтожает все быстрее и сильнее, чем дождь, и мудрецы опасались, что хозяин не дождется прихода нееврея и бросится тушить пожар сам и нарушит запрет, боясь, что все пропадет), и поэтому они запретили просить нееврея тушить пожар вообще.
При пожаре можно попросить нееврея вынести из дома «мукце» — вещи, запрещенные к переносу в Шабат, такие как деньги, документы и т.п. — если он выносет «мукце» в место, которое не является «ршут а-рабим» («общественным владением») по Торе. Однако, как было сказано выше, запрещено просить потушить пожар, если доподлинно известно, что нет какой-либо опасности для жизни или здоровья, и так же нет мезуз или святых книг, и пожар грозит такой потерей имущества, которая не обернется большой финансовой потерей.
При большой финансовой потере или особой необходимости, или ради исполнения заповеди, или если пришли нежданные гости (не из этого города), или гости, которые не смогут насладиться Шабатом без помощи хозяина дома (например, бедняки, которым нужно разместиться на ночлег), можно попросить нееврея сделать работу, запрещенную мудрецами или даже Торой — но в этом случае просят его сделать эту работу измененным способом (например, включить свет локтем). Если еврей может достичь того же результата разрешенным образом (не нарушая даже запрета мудрецов), то ему можно прямым текстом попросить нееврея сделать работу, нарушающую запрет мудрецов[6].
Можно попросить нееврея перенести через улицу еду, которая требуется для трапезы, связанной с заповедью, если нет «эрува»[7], при условии что эта улица — «кармелит» (не частное и не общественное владение), а не общественное владение («ршут а-рабим»). Требуется попросить нееврея чтобы он сам взял еду из места ее нахождения и положил в требуемое место в другом доме, но нельзя давать ему эту еду в руки или же принимать ее из рук. Аналогичным образом можно попросить принести «сидуры» (молитвенники) в синагогу или в другое место, где организована молитва, при условии, что там нет «сидуров», а люди не могут молиться по памяти.
Если же в синагоге и так есть «сидуры», то нельзя просить нееврея принести другие «сидуры», даже если ему не придется для этого пройти через «ршут а-рабим», потому что если он несет через «кармелит», то все равно становится «посланником» еврея в действии, которое нарушает запрет мудрецов.
Можно попросить нееврея вынести «хамец» (квасное) из дома еврея в Песах или в Шабат, который выпал на канун Песаха, если там нет «ршут а-рабим», даже если этого «хамеца» много. Если же там есть «ршут а-рабим», то единственный допустимый вариант — сказать перенести из одного дома в другой дом, нигде не останавливаясь по пути (в таком случае нарушается запрет мудрецов, но не Торы), и даже если он будет останавливаться, то сделает это не по просьбе еврея, а чтобы передохнуть.
* * *
Можно попросить нееврея убрать подсвечники со стола после того как свечи потухли, если требуется использовать то место, где они стояли. Если до наступления Шабата еврей специально оговорил, что собирается убрать их в Шабат при помощи нееврея, или если таков обычай в месте его проживания, то разрешено попросить нееврея убрать подсвечники, даже если еврею не требуется то место, на котором эти подсвечники стояли.
Если предмет предназначен для выполнения работ, которые запрещены в Субботу (как молоток или ножницы), то нельзя просить нееврея спасти его от порчи. Несмотря на то, что еврею позволено переносить такой предмет для разрешенного использования (например, чтобы колоть молотком орехи) или для того, чтобы использовать место на котором он лежал, и разрешается даже перенести сам предмет ради его спасения измененным способом (например, удерживая молоток не пальцами, а запястьями) — тем не менее, все те, кто разрешил попросить нееврея перенести «мукце», не разрешили это делать в подобном случае, а мы не можем разрешить большего, чем разрешили они сами.
Можно сказать нееврею перенести зажженную свечу из комнаты в комнату, даже если в этом нет необходимости для заповеди или гостей. И если свеча в итоге погаснет (потому что еврей сказал нееврею чтобы тот отнес ее бегом) — это допустимо, поскольку то, что она гаснет, это лишь «псик рейша»[8], а в случае, когда действие совершает нееврей, ее не запретили.
Если еврей попросил нееврея принести ему свечу, но она потухла, и нееврей собирается зажечь ее снова, или же свеча потухла ранее, и нееврей хочет ее снова зажечь, то еврей должен попросить этого не делать. Если нееврей все равно зажег свечу, несмотря на возражения еврея, то еврею можно пользоваться ее светом, при условии, что его возражения были искренними.
Если нееврей по собственной инициативе решил сделать ту или иную запрещенную работу с вещами еврея, но испортил и следом исправил (например, он снял нагар со свечи, но в итоге она погасла, и поэтому он зажег ее снова) — можно пользоваться этой вещью, поскольку нееврей делал запрещенную работу для себя.
* * *
Можно попросить нееврея исполнить запрещенное Торой действие чтобы устранить препятствие, если невозможно сделать это ограничившись нарушением запрета мудрецов (например, связать постоянным узлом веревки, обеспечивающие «форму входа», чтобы люди могли переносить вещи внутри «эрува», или потушить горячие угли и убрать битое стекло на улице, чтобы никто не пострадал).
Можно также попросить нееврея сделать разрешенное действие, даже если очевидно, что нееврей выполнит его запрещенным способом, ведь изначально идет речь о «посланничестве» с целью выполнить разрешенное действие. Но все это лишь при условии, что еврей не собирается пользоваться запрещенной работой. Поэтому можно попросить нееврея помыть посуду, даже если тот нагреет воду для этого, при условии, что еврей не будет мыть с неевреем посуду нагретой водой, чтобы не получилось так, что нееврей нагрел воду и для еврея тоже. Но если нееврей включил свет и начал мыть посуду, то еврею можно мыть посуду вместе с ним при этом свете.
Можно попросить нееврея принести чтолибо из комнаты, в которой выключен свет, даже если понятно, что он, войдя туда, включит свет. Но это лишь при условии, что еврей не будет пользоваться светом, который включит нееврей, пока тот не закончил начатое.
Еврею нельзя попросить нееврея выйти с ним в темное место, поскольку нееврею придется зажечь свет, и зажжет он его не для себя, а для еврея, потому что он пришел в это темное место исключительно по просьбе еврея, и сказать: «Пойдем со мной,» это все равно что сказать: «Зажги для меня», поэтому еврей должен протестовать против зажигания. Но, как было сказано выше, при мытье посуды еврею разрешено мыть посуду вместе с неевреем при свете, который тот зажег, потому что польза, получаемая евреем, состоит в том, что посуда помыта — он не наслаждается самим процессом мытья, для которого требуется освещение.
* * *
Сумерки[9] кануна Шабата и при его исходе являются временем, когда можно попросить нееврея сделать любую работу, если в этом есть большая нужда, если это требуется для Шабата или для исполнения заповеди. В частности, можно попросить его включить свет дома или же зажечь поминальную свечу — «нер йoрцайт».
Если в Шабат возникает ситуация, при которой страдает «квод а-брийот» (человеческое достоинство)[10], то действует тот же закон что и в сумерках кануна Шабата, и можно попросить нееврея сделать какуюлибо работу, запрещенную Торой — например, стереть известь с одежды. Женщина, которая должна ночью в Шабат окунуться в «микву», но не может этого сделать, потому что в микве грязно, может попросить нееврея очистить воду в микве разрешенным, с точки зрения законов миквы, способом. Несмотря на то что, для исполнения заповеди разрешают просить нееврея только о совершении действий, нарушающих запреты мудрецов, в случае, когда страдает человеческое достоинство, разрешают просить даже о выполнении работы, которая запрещена Торой. Согласно написанному в «Маадура Батра», поскольку нееврей не является «посланником» еврея, а лишь выглядит как «посланник», то можно просить нееврея выполнить запрещенное Торой действие даже ради заповеди, при условии, что еврей не получает прямой пользы от запрещенной работы в тот же момент.
* * *
Даже если еврей не сказал нееврею выполнить запрещенную работу в Шабат, но пригласил его для работ в канун Шабата, и тот не сможет закончить начатое до наступления Субботы — это то же самое, как если бы он попросил нееврея работать непосредственно в Шабат. Но если еврей не определил нееврею временные рамки для выполнения работ, или нееврей может, при желании, завершить работу до наступления Шабата, поскольку времени у него достаточно — то можно дать задание даже в канун Шабата, при условии, что нееврей выйдет с вещами из дома еврея до наступления Шабата. И поскольку он работает для того, чтобы получить оплату, то нам не помешает с алахической точки зрения если он будет работать именно в Шабат по своему желанию, при условии, что стоимость работ уже оговорена, или есть принятые расценки за выполнение данной работы, или заранее было оговорено, что работник и наниматель потом решат между собой, сколько это будет стоить, и нееврей уверен, что получит причитающуюся ему плату в полном объеме, или если он сам вызвался работать бесплатно. Если же нееврей — подрядчик, принявший на себя обязательство сделать всю работу до конца (например, сшить костюм), то разрешено передать ему заказ в канун Шабата, даже если он по собственной инициативе будет работать в Шабат. Поэтому можно сдавать одежду на починку или в чистку, при условии, что их вынесут из дома до захода Шабата, и что еврей не требует, чтобы одежда была готова в кратчайший срок, если это вынудит нееврея работать в Шабат.
Но если нееврей должен работать непосредственно в доме у еврея (например, чинит электропроводку), то нельзя звать его даже в канун Шабата если у него не будет возможности закончить работу до наступления Шабата. А если такая возможность есть, но нееврей сам продолжил работать до наступления Шабата включительно, то это тоже разрешено, если нет прямой пользы от его работы (освещение дома не будет включено) или же работа, которую он делает, требуется большому количеству людей (освещение в синагоге).
Продолжение следует
[1] Касательно строительства в алахе предусмотрен целый ряд исключений для еврея, которые выходят за рамки данной статьи.
[2] В «Маадура Батра» автор обосновывает, что если известно, что еврей нанял нееврея как подрядчика, обязавшегося завершить всю работу, то даже если в этом городе такой найм не практикуется, это все равно разрешено.
[3] «Если удержишь в Субботу ногу свою, [удержишься] от исполнения дел твоих в святой день Мой, и назовешь Субботу отрадой, святой [день] Г-сподень — почитаемым, и почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова [об этом], то наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Г-сподни сказали [это]» (Йешаяу 58:13-14).
[4] См. Ритва («Рош а-Шана» 16, «Тания»; «При ме-гадим» (введение к «Орах Хаим» ч.1).
[5] Автор «Зихрон Йосеф» (85, 96, 100) считает, что в случае с неевреем-подрядчиком это лишь устрожение, поэтому он разрешает чтобы еврей, который непосредственно не нанимал нееврея на работу, попросил его выполнить работу, не упо-миная при этом имени работодателя. Дополнительная опция, с которой согласны даже те, кто устрожает больше чем автор«Зихрон Йосеф» — передать просьбу через ребенка, поскольку несовершеннолетний не может быть «посланником».
[6] Приведем пример. Если исходить из мнения Хафец Хаима в комментарии «Мишна Брура», еврей может прямо попросить нееврея приготовить тхину в Шабат: для получения тхины кунжутную «кашу» смешивают с водой и хорошо перемешивают. «Мишна Брура» требует перешивать в Шабат измененным способом — например, перевернув ложку. Поскольку еврей может достичь результата с помощью перевернутой ложки, то он может попросить нееврея сделать тхину обыкновенным путем, не переворачивая ложку. Допустим, еврей присутствует в синагоге во время чтения Торы по свитку и не хочет «терять» это чтение. Он может попросить нееврея чтобы тот пошел к нему домой и приготовил тхину, и нееврей может готовить ее обычным способом, даже если это нарушает запрет мудрецов. (В рамках позиции а-Граза данный пример некорректен, поскольку а-Граз не опасается, что в подобной ситуации может быть нарушен запрет «лаш», и не требует от еврея измененного способа действия. Кроме того, во времена а-Граза и даже Хафец Хаима евреи Европы не были знакомы с тхиной. Но чтобы понять принцип, о котором идет речь, тхина очень подходит).
[7] Граница субботнего владения, внутри которой находятся точки, между которыми переносится еда.
[8] Действие, которое в обычной ситуации разрешено, но которое неизбежно вызовет непреднамеренный побочный эффект, который будет запрещен.
[9] «Бейн а-шмашот» — время между заходом Солнца и выходом звезд.
[10] В алахе существует разделение на малое и большое попрании человеческого достоинства. В данном случае идет речь о большом. Например, у человека нет возможности использовать туалетную бумагу.
Р. Леви Ицхак Риц, преподаватель программ раввинской смихи, раввин общины «Неве Цедек», Хайфа
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.