Темы: Талмуд онлайн, Изучение Торы, Толдот.ру, Бааль Тшува
Р. Зеев Гершензон:
«Мы стояли с другом у подъезда, я отошёл на 50 метров, вдруг понимаю, что летит снаряд, лёг на землю, голову руками прикрыл… Когда всё затихло, я увидел, что моего друга убило этим снарядом на месте. А я остался жив. Уже несколько месяцев прошло, а я всё не могу прийти в себя. Почему я остался в живых, а, Зеев? Ты говорил, у вас там можно Тору учить через интернет. Я хочу».
«Если бы я не поехал в Тайвань, я бы никогда не пришел к иудаизму. Оказалось, что здесь, в Тайбэе, кругом настоящее язычество — с магическими ритуалами и всем прочим. Однокурсница пошла перед сессией приносить жертвоприношение божеству, “отвечающему” за учебу: “Иди знай, а может быть, поможет”. Тогда я впервые задумался: а во что верят евреи? Что есть у нас?»
Вот такие звонки я получаю. Бывает и гораздо проще. Один еврей искал в интернете: «должна ли женщина скромно одеваться?» — и нашел ответ рава Ашера Кушнира, где он пишет, что еврейская женщина обязана одеваться привлекательно! Раввин призывает женщин быть привлекательными?! Его это так поразило, что он стал читать другие материалы на сайте Толдот, а потом и серьезно учиться.
Сотни совершенно разных евреев со всего мира учатся в «Талмуд Онлайн». Р. Зеев, что объединяет Ваших учеников?
Р. Зеев Гершензон:
Все они евреи, мужчины и женщины, которые пока еще далеки от еврейства, но хотят что-то узнать про то, как устроен мир, что такое Тора, что значит — быть евреем. Постепенно узнавая всё больше и больше, человек меняет свою жизнь, он становится другим. Ведь каждый человек должен становиться лучше, тогда он — человек, правда?
Вот постучался к тебе кто-то в скайпе, ты смотришь на его фото на аватарке и удивляешься — каких только евреев не бывает! А через несколько месяцев ты не можешь его найти среди своих контактов, потому что у него другая фотография, и теперь он подстрижен, в кипе и рубашке. А случается, что бывший ученик сам начинает преподавать Тору.
Как практически происходит обучение?
В хавруте, то есть в паре — так у нас, у евреев, было всегда. Только наши хавруты учатся онлайн — через Skype, Zoom или WhatsApp.
Не лучше ли просто направить человека в ближайшую еврейскую общину, чтобы он там нашел настоящую хавруту?
Вряд ли он так сразу пойдет. Человек, который только начинает чем-то интересоваться, вначале будет стесняться, что чего-то не знает, будет опасаться задать глупый вопрос.
В интернете общение более непринужденное, наши преподаватели умеют говорить с человеком на его языке, косо не смотрят, если ученик как-то «не так» одет и т.д. Позанимавшись сколько-то времени онлайн, человек начинает чувствовать себя увереннее и уже морально готов идти знакомиться с иудаизмом «вживую».
И тогда они сами идут в синагогу?
Сами не всегда идут. Сначала преподаватель старается в чем-то помочь своему ученику. Выяснить, что ему нужно: может быть, найти психолога, или помочь записать ребенка в школу, или прислать какую-то книгу. Так у них крепнет связь. В какой-то момент ученик просто становится для учителя членом семьи!
Вот представьте, у Вас есть родственник где-то в Австралии, который немного интересуется иудаизмом. Что Вы сделаете? Правильно, начинаете звонить своим знакомым — а вдруг у кого-то есть знакомые в Австралии? Кроме того, ищете в интернете какую-то русскоязычную общину в Австралии, связываетесь с ними. Он сам к ним не обратится, а Вы организуете все так, что ему позвонят из общины, его пригласят, им займутся.
Весь проект Вы ведёте один?
Сейчас это уже просто физически невозможно. Уроками для женщин занимается Хава Романов, и кроме нее есть еще координаторы: Амина Сухобок, р. Шломо Итенберг, р. Элиша Лагранский, Лилах-Лея Лагранский и Полина Гримберг. За некоторыми хаврутами я продолжаю сам следить, чтобы не терять связь с реальностью. Один из наших координаторов — р. Шломо Итенберг, в его ведении — более ста учеников.
Р. Шломо, как Вы считаете, что лучше — пойти на еврейский семинар в своем городе или учиться онлайн?
Р. Шломо Итенберг:
Одного ответа нет, каждому свое, но я заметил, что часто люди долгое время ходят на разные еврейские встречи, семинары, песни поют — и получают своего рода «иммунитет к еврейству», перестают продвигаться, у них всё остается на уровне разговоров. Я верю, что разжечь огонь еврейской души можно только Торой — как бы это высокопарно ни звучало. Здесь мы учим Тору, и наши ученики меняются, духовно растут каждый день.
Как насчет вредного влияния интернета?
Р. Шломо Итенберг:
Сейчас повсюду говорят, что интернет и смартфоны убивают мыслительные способности людей. Но в нашем проекте интернет играет как раз положительную роль. Наши ученики живут в разных часовых поясах, поэтому получается, что изучение Торы идет круглые сутки — мы соединяем всю планету в одной ешиве. Мы наглядно каждый день видим, что нет преград для Торы во времени и в пространстве. Один мой ученик учит Тору посреди океана, на корабле, будучи в экспедиции. Другой находится в маленьком городке без возможности выехать куда-то — и это тоже не препятствие для учебы!
А что может стать препятствием?
Р. Зеев Гершензон:
Неподходящий преподаватель, например. Поэтому каждый наш координатор — своего рода шадхан (еврейская сваха). Чтобы учеба шла хорошо, совершенно необходимо, чтобы учитель и ученик говорили на одном языке, были близки по духу и интересам, чтобы между ними возникла, как говорится, «химия». Можно спросить у Хавы Романов, как строятся отношения с ученицами.
Хава Романов:
Была у нас такая девушка, которая начала со слов: «Меня тут послали… Но я сразу вам скажу, головной убор я никогда не надену и учить про это ничего не хочу!» А ее направил к нам рав общины именно для того, чтобы мы ей рассказали про головной убор. Я говорю: «Нет проблем, будем учить то, что ты хочешь».
Месяц я эту тему не трогала, а потом между делом спросила: «Может быть, ты хочешь услышать, почему я покрываю голову?» Она согласилась, мы начали учиться. К тому времени, что она собралась выходить замуж, у нас была обратная проблема: она хотела ходить только в платочке, потому что считала, что парик — это недостаточно скромно, а жених ее был из такой общины, где принято носить парик. Сейчас эта женщина уже настоящая рабанит!
Р. Шломо Итенберг:
У меня тоже есть ученик в одном российском городе, который уже руководит еврейской общиной. Мы с ним продолжаем учиться, и я понимаю, что наши занятия влияют не только на него самого, но и на евреев его города!
В этом и есть успех: из светского парня сделать студента ешивы, а из светской девушки — рабанит?
Р. Зеев Гершензон:
Не обязательно всем стремиться стать раввинами. Нужно понимать, откуда ты пришел, какой «чемодан» ты с собой несешь. Главное, чтобы ты двигался в правильном направлении. Мне кажется, если человек приходит к пониманию того, что хочет от него Вс-вышний, — то наша цель достигнута. Дальше он сам выберет, кем он будет: равом, студентом ешивы или работающим человеком, который соблюдает заповеди.
Хава Романов:
Заставить женщину сменить рваные джинсы на юбку — не моя задача, я вообще об этом не думаю. Мы только открываем для них эту опцию, показываем направление, в котором можно что-то изучать, о чем-то размышлять. Остальное — это их темп, их отношения с Б-гом. Главное — открыть женщине окно, показать, что это вкусно, это классно, так можно жить и можно от этого получать ежеминутное удовольствие — гораздо большее, чем от хождения в коротких шортах и маечке! То, что казалось ей средневековьем и мракобесием, она может получать от этого кайф.
Р. Шломо Итенберг:
Мы стараемся почувствовать человека, не отпугнуть его, дать ему только то, что он готов принять и услышать на данном этапе — и не больше. И мы всегда помним, что у каждого человека есть свобода выбора. Мы бросаем ему спасательный круг, а он решает, схватиться ли ему за этот круг.
Как выбираются темы для учёбы?
Р. Зеев Гершензон:
Есть такое правило в Талмуде: «Эйн адам ломед эла ми-маком ше-либо хафец» — человек способен учиться только тогда, когда у него лежит к этому предмету сердце. С кем-то мы говорим о воспитании детей, об отношениях между людьми, о первых заповедях, с которых можно начать, а с кем-то «просто» учим иврит. Да, и через изучение иврита тоже можно прийти к Богу.
В интернете есть записи бессчетного множества уроков Торы рава Ицхака Зильбера, рава Ашера Кушнира и других блистательных преподавателей. Нажми кнопку — и слушай! Наша задача — не наговорить ученику урок, а почувствовать его душу, услышать его, наладить с ним связь.
Темпераментному, активному, яркому преподавателю мы предложим активного ученика. Если ученик более спокойный и тихий, то ему и учитель нужен более сдержанный.
Только после того, как учитель и ученик подружились, наступает второй этап: учитель старается понять, что интересует этого конкретного человека в иудаизме, и какие у него существуют преграды на пути к Вс-вышнему.
Получается, Вы против того, чтобы люди учились «по книге»?
Нет, почему же? Недавно один ученик сказал, что хочет учить сложнейший материал — Талмуд, хотя он даже ивритом пока не владеет. Но если человек очень хочет — пожалуйста, только надо договориться, что треть занятия будет посвящено Талмуду, а две трети — чему-то другому. И здесь важно, что будет происходить в этих двух третях.
Вам не кажется, что результаты Вашей работы — это капля в море?
Я не сразу стал это понимать, но сейчас я вижу, насколько эти онлайн-уроки меняют реальность и людей. Не только тех людей, которые учатся у нас, но и их близких, их будущих детей и внуков, в конечном счете — весь народ Израиля и весь мир. Это может выглядеть странно: одинокий еврей, который учит Тору по интернету где-то посреди океана, или в маленьком поселке, куда не ходит транспорт, или в другой духовной пустыне. Зачем, казалось бы? А потом оказывается, что эта учеба становится началом духовного возрождения множества людей.
Для справки: проект начинался с 10 преподавателей и 30 учеников. Через год в проекте было уже 55 хаврут-пар, через два года — 90 хаврут. Сегодня «Талмуд Онлайн» — это 94 преподавателя и 352 ученика.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.